Вестник Кавказа

Кавказские дни Банин -5

Продолжение. Начало см. Кавказские дни Банин 
Мемуары Банин – яркий фрагмент литературной мозаики парижской эмиграции. По стилю они напоминают книги жены Георгия Иванова Ирины Одоецевой «На берегах Невы» и «На берегах Сены». Обе пишут о парижской эмигрантской тусовке и о своей юности, которая у одной прошла на берегах Невы, а у другой на берегах Каспия. Банин дружила с Теффи, хорошо знала Ремизова, Мережковского и Гиппиус, Лосского, Бердяева, в нее был влюблен Иван Бунин. Но нас, главным образом, будет интересовать та часть документалистики, где писательница рассказывает о своих кавказских днях. Одноименная автобиографическая книга Банин, изданная сразу после Второй мировой, проникнута иронией и самоиронией. Это своего рода энциклопедия жизни бакинцев, поднявшихся на волне нефтяного бума, но очень личная и поражающая адекватностью восприятия происходящего автором.

Жизнь на Кавказе в те времена была несравнимо лучше, чем в России, где царил страшный голод. Кавказская природа никогда не скупилась на дары, к тому же в революционные годы производство в Баку продолжало работать. Отсутствие транспорта останавливало вывоз продукции, поэтому товары оставались в Азербайджане, обуславливая достаток. В Азербайджане не действовал «сухой закон», как по России – водка продавалась везде, кто-то закупал ее для перепродажи в других городах России. Одним этот бизнес принес приличный барыш, другим – тюрьму. 

Русские, приехавшие с севера, смотрели на Кавказ, как французы на Марокко. Для них это была загадочная, далекая и очень красивая страна. Недаром русские поэты создавали произведения, посвященные горделивым горам, восхитительным девушкам и необычным нравам Кавказа. Этот край обладает особым обаянием и привлекательностью, которую непременно ощущают все русские, которым свойственен вкус и особая духовность. Вскоре 14-летняя Умм эль-Бану познакомилась с 40-летним Григорием Тарасовым. По профессии он был историк, а по жизни – пропагандист коммунистической лирики. Григорий старался приобщить девочку к идеям коммунизма. Она начала клясться Карлом Марксом и историческим материализмом, работать в комиссии по описи, составляя список имущества окружающих домов, и носить значок с изображением Ленина. «Что это ты нацепила? Портрет мужчины? Не стыдно тебе? Мало того, что ходите среди людей с открытыми лицами, так еще портреты мужиков на себе носите?! Кто это?», - возмущались соседи. «Это их главный. Они заставили меня», - вздыхала Умм эль-Бану, изображая страдание. 

Вести в Баку коммунистическую пропаганду было несложно. Хотя это один из богатейших городов мира, в сфере транспорта, водоснабжения и канализации там были серьезные недостатки. Рабочие жили бедно, отстаивать свои права они не умели. Как-то они изложили свою просьбу нефтепромышленнику Асадуллаеву - выделить им мыла, увеличить зарплату, проявить человеческое отношение. Дед Умм эль-Бану решил удовлетворить только одно из требований. «Проявите к ним человеческое отношение», – поручил он своим помощникам.

Разница между богатыми и бедными в Баку очень заметна. А коммунисты сразу модернизировали транспортные коммуникации – проложили в городе рельсы, по которым ходил революционный трамвай, выкрашенный в красный цвет. Кром того, новые власти открывали ликбезы для женщин, надеясь, что ощутив преимущества культуры, они сами сбросят чадру. Для мусульманок была создана даже национальная консерватория. Здесь были курсы пения, музыки и танца. Сюда и пригласили работать Умм эль-Бану. «Поначалу я долго размышляла, как буду объяснять девушкам основы музыки – ведь я получила образование на русском языке. А мои ученицы этого языка не знали. Переводить свои теоретические знания на родной язык было сложно, и я решила вести практические занятия, не рассказывая, а показывая: играла гамму и, ничего не объясняя, просила девушек ее повторить», - пишет Банин.

Как-то проинспектировать работу культпросвет учреждения приехали гости из народного комиссариата просвещения и еще какие-то официальные лица. Их интересовало умение, которое получили мусульманские девушки в области искусства и их музыкальное образование. Умм эль-Бану исполняла для них «Интернационал». Закончив, она встала и повернулась лицом к залу и увидела своего знакомого. Это был член Реввоенсовета Андрей Масарин. Девочка влюбилась в него, еще живя в загородном доме, когда «служила делу революции», проводя опись имущества соседских домов. Романтичная Умм эль-Бану отождествляла его с образом героя «Войны и мира» Андрея Болконского.

К великой радости будущей писательницы Андрей пригласил ее в гости. Он жил на улице Пушкина. Потихоньку у них завязывались романтические отношения, но любовь была чисто платонической. Вскоре Андрей позвал ее с собой: «Я должен быть в Москве, еду на двухнедельный съезд партии. Потом вернусь сюда на несколько дней, и мы вместе уедем в Киев. Согласны?». Умм эль-Бану на побег так не решилась, поскольку ей нужно было вызволить из тюрьмы отца.

Помочь в этом пообещал друг семьи рыжеволосый Джамиль, который был дружен с каким-то комиссаром. Взамен Джамиль просил руки и сердца Умм эль-Бану, которая была моложе его на 20 лет. «Как я ненавидела его рыжую шевелюру! О таких людях ходили всякие небылицы, дурные слухи. По преданию, рыжий ребенок приносит в дом несчастье. Поэтому люди ненавидели рыжих, считая их дурными вестниками. Люди думали, что рыжие – пособники дьявола и колдуны», - писала Банин. Тем не менее Джамиль выполнил свое обещание, и Умм эль-Бану пришлось выполнить свое. Она ощущала себя разменной монетой в этой сделке, жертвенным барашком. Джамиль радовался, что женат на наследнице самого богатого человека Баку. Его не волновало то, что имущество «наследницы» осталось лишь в воспоминаниях. Но и эти воспоминания были ему сладостны. Джамиль считал большевизм случайностью, а банкротство Асадуллаевых временным и исправимым. В жене он видел не личность, а представителя знатного и богатого рода.
Сразу после свадьбы решено было ехать в Тифлис, а оттуда – за границу.
Окончание следует 

16700 просмотров