Вестник Кавказа

Формула премьера

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Формула премьера
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Интервью премьер-министра РФ Дмитрия Медведева телекомпании «Рустави-2» накануне пятой годовщины августовской войны в Южной Осетии было рассчитано на более широкую аудиторию, нежели локальная грузинская. Речь идет о той ее части, которая была посвящена истокам проблем в отношениях Москвы и Тбилиси, тому, что мешает их улучшению, и, очевидно, будет мешать. В своих ответах Медведев, помимо Грузии, из стран постсоветского пространства упомянул лишь Украину. Но его рассуждения в отношении факторов, омрачающих межгосударственные отношения в пределах бывшего СССР, применительны в отношении всего этого пространства, и могут служить довольно прямым и открытым месседжем главам бывших республик СССР.

Первое и крайне необходимое условие для нормальных отношений с Россией – отсутствие стремления в любые антироссийские блоки. Заявление российского премьера о том, что желающий вступить в НАТО должен твердо помнить о том, что Россия – это огромная страна, обладающая большим ядерным потенциалом, можно считать даже угрозой. Россия не будет молчаливо наблюдать, как у ее границ возникает государство, входящее в военно-политический альянс, ракеты которого нацелены на ее промышленные, военные, инфраструктурные и прочие объекты. Медведев подчеркнул, что в этом контексте желающим вступить в НАТО не стоит обращаться к примеру стран Балтии, с которыми у России ровные отношения. «Их членство в НАТО нам тоже не нравится», - откровенно заявил он.

Показав даже не весь кнут, а его кончик, Дмитрий Медведев намекнул, что имеется и пряник. Российский премьер считает, что вступление в НАТО той или иной стране особенной конкретной пользы не дает. Да – вооруженные силы подтягиваются до западных стандартов, да – происходит перевооружение, да – поступает некая помощь для обеспечения этих процессов. Ответные требования, однако, достаточно жесткие – вплоть до участия в военных действиях в составе коалиционных войск, хотя в той стране, где проходят военные действия, у новоиспеченного члена альянса нет никаких интересов и нет никакого желания командировать туда своих граждан. Если же есть надежды, что НАТО окажет поддержку в случае конфликта с Россией, то от таких надежд надо избавляться. И чем раньше, тем лучше. По словам Медведева, необоснованность такого рода надежд, которые были у ряда грузинских политиков, показали события августа 2008 года. «Думаю, если бы не громкие заявления об открытых для Грузии дверях НАТО, то Михаил Саакашвили был бы способен более трезво оценивать обстановку и не совершил бы фатальных политических ошибок», - заявил российский премьер.

Второе условие для поддержания отношений с Россией для стран постсоветского пространства: отказ от мыслей в том, что в междоусобных конфликтах Москва возьмет чью-либо сторону, и соответствующих практических попыток – алаверды Армении с Азербайджаном и, возможно, Молдавии. Только прямые переговоры могут привести к желаемому результату – долгому и прочному миру. «Пора перестать считать, что конфликты могут быть решены в Москве или Вашингтоне. Все конфликты всегда решаются непосредственно на местах», - считает Медведев. Можно, конечно, принудить стороны к миру, но это будет кажущаяся стабильность, которую с помощью, скажем, провокаций всегда может раскачать какая-нибудь третья сторона, не заинтересованная в таком положении дел. Россия совершенно не заинтересована в войне около своих границ, еще больше в каком-то участии в ней, посему мир между конфликтующими сторонами должен базироваться на социальном заказе обществ, исчерпавших взаимные претензии друг к другу.

Третий посыл Дмитрия Медведева: для хороших отношений с Россией желательно участие в «пророссийских» интеграционных проектах. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) не является рычагом восстановления СССР – кому это нужно?! – но это наиболее современная, цивилизованная форма добрососедского сосуществования. За образец взято ЕС с их хорошо интегрированными экономиками, единой валютой, едиными ценностями. Это не означает слепого копирования – с ЕС «срисовано» то, что можно применить на постсоветском пространстве. Альтернатива ЕврАзЭС у бывших союзных республик, конечно, есть – никто их на аркане тащить не собирается. Но в этом случае им надо знать, что отказ от ЕврАзЭС в пользу иного объединения означает их переход в другую геостратегическую плоскость. А поэтому надеяться на преференции, искать помощь, кредиты, рынки сбыта своей продукции и труда придется именно в выбранной политико-экономической плоскости. «С Америкой можно партнерствовать. Но Америка никогда не станет соседом», - эта простая истина, напоминающая расхожее на Кавказе выражение о том, что соседей не выбирают, их посылает Всевышний, в устах Дмитрия Медведева позвучало как многозначительное назидание.

7840 просмотров