На днях представители грузинской неправительственной организации "Историческое наследие" вместе с профессорами, социологами и политологами в рамках конференции "Признание Грузией так называемого геноцида черкесов: цели и результаты" выразили надежду, что новое правительство пересмотрит принятое в 2011 году прежними властями Грузии решение о признании "геноцида черкесского народа" во время войны на Кавказе в 1763-1864 годах. Участники конференции сошлись во мнении, что "признание геноцида было решением Саакашвили, который тем самым обвинил в ужасающих действиях РФ и еще больше ухудшил отношения между двумя странами".
Об отношении к "черкесскому вопросу" самих черкесских элит рассказал на вчерашней международной конференции "Кавказская война XIX века: Realpolitik и "войны памяти"" в Анкаре проректор Кабардино-балкарского государственного университета Артур Кажаров.
По его словам, "складывающийся политико-идеологический контекст вокруг черкесского вопроса вызывает искреннюю тревогу в среде современной черкесской элиты. Его актуализация и политизация при определенных условиях может привести к размыванию основ российско-черкесского единства, являющегося, как показывает анализ сравнительного исторического опыта их пребывания в разных культурно-цивилизационных системах, важным условием сохранения и укрепления этнической самобытности черкесов.
Непреходящее значение интегрированности черкесского этнокультурного мира в российский цивилизационный процесс осознается и абсолютным большинством черкесской диаспоры за пределами России. Несмотря на их численное превосходство над российским сегментом черкесского этноса, укрепление и развитие национальной культуры на исторической родине является для них во многом морально-психологической основой поддержания внутренней веры в перспективы своего национально-исторического развития".
Кажаров уверен, что "черкесский народ, его общественные организации и национальная элита давно определились с историко-правовой оценкой природы Кавказской войны и ее последствий. Это объективно неустранимый факт национально-политического позиционирования и мироощущения. Однако требование разделить эту оценку не может и не должно означать перекладывания ответственности за трагедию черкесского народа на современное российское государство. Масштабность трагедии черкесов, за которую должна нести историческую ответственность и черкесская элита периода Кавказской войны, настолько велика, что справиться с ее последствиями без внутренней национальной консолидации и опоры на государственную поддержку практически невозможно.
Черкесская элита должна помнить, что современная российская государственность – продукт длительного исторического развития, но ключевая фаза ее развития приходится на ХХ в. Российские черкесы принимали непосредственное участие в формировании ее основных параметров не в качестве объекта политики, а как активный участник национально-государственных процессов. Стремление черкесов к формированию «нероссийских» форм национального или регионального государственного развития после Кавказской войны исторически оказалось весьма слабо выраженным и не имело политико-идеологического оформления. Это было не просто национально-государственным, а цивилизационным выбором".
По мнению проректора Кабардино-балкарского госуниверситета, "современное состояние черкесского народа свидетельствуют о правильности этого цивилизационного выбора. Российские черкесы имеют свою национальную государственность, европейски образованную национальную элиту, всемирно известных деятелей науки, культуры и спорта. Черкесы приобщились через русскую, советскую культуру к европейской и мировой культуре. Это произошло через развитие и обогащение национальной культуры. И сейчас у черкесского народа есть все условия и возможности для сохранения и приумножения своих национальных достижений. Степень вовлеченности в общероссийский цивилизационный процесс, зрелость социокультурных, политических структур и идеологические представления российского черкесского мира со всей очевидностью свидетельствуют о трансформации природы «национальной государственности». Современная интерпретация этой формулы должна содержать тезис о том, что у черкесов есть собственное национальное государство – это Российская Федерация.
В связи с этим, черкесская элита, уважая исторический выбор своего народа, должна способствовать выработке компромисса для решения черкесского вопроса, педалирование которого может иметь необратимые катастрофические последствия для черкесского народа".