Вестник Кавказа

БРИКС и другие

Десятый, юбилейный саммит стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) пройдет 25-27 июля в южноафриканском Йоханнесбурге. В ходе встречи ее участники намерены, в частности, сформировать правила игры в цифровой экономике. Члены объединения сосредоточатся на инклюзивном росте в эпоху Четвертой промышленной революции, роли БРИКС в обеспечении мира и безопасности, усилении экономической и финансовой устойчивости. Лидеры пяти государств также обратят внимание на проблемы мировой торговли, в частности на необходимости соблюдения правил Всемирной торговой организации (ВТО) всеми странами. Как заявил министр экономического развития РФ Максим Орешкин, одной из основных тем станут торговые войны, которые разворачиваются между США и Китаем, которые объявляют друг другу об ограничениях.

Каковы приоритеты председательства ЮАР в БРИКС? Какие вопросы будут обсуждаться на саммите? Что может противопоставить БРИКС односторонним протекционистским мерам в торговле, которые применяются против государств – участников объединения? Как будут развиваться и совершенствоваться вновь созданные механизмы БРИКС? Что означает создание Партнерства БРИКС в сфере новой промышленной революции? Какие задачи стоят перед новой платформой для исследований в области энергетики?  Эти и другие вопросы обсуждались накануне в ходе круглого стола "Саммит БРИКС в Йоханнесбурге: приоритеты председательства ЮАР и интересы России".

В частности, исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС, заведующий Центром российской стратегии в Азии Института экономики РАН, профессор МГИМО МИД России Георгий Толорая рассказал о том, насколько необходимо расширение БРИКС: "Есть понимание в рамках БРИКС, что расширять объединение пока не надо. Если мы в пятерке таких крупных стран добавим новые, то объединение станет неуправляемым. Мне кажется, что добавление Индии и Пакистана в ШОС поставило под сомнение дееспособность этой организации в долгосрочном плане, однако к БРИКС тянутся многие страны. Ответом на это стали две концепции. Одна концепция - интеграция интеграций, а другая - концепция стран аспирантов БРИКС+. Не принимая новых членов, нужно формировать клуб друзей БРИКС, которые взаимодействовали бы с объединением на постоянной основе, например секторально. Например, если интересует какую-то страну энергетика, то она включается в сотрудничество с БРИКС по данному направлению, участвует в совместных проектах, в обсуждениях с правом совещательного голоса, а потом в более широком плане".

Говоря о потенциальных партнерах БРИКС, Георгий Толорая назвал Турцию и Иран, но с оговорками: "Турция - член НАТО и имеет определенные обязательства. Она пока не определилась с собственной идентичностью. Но в принципе Турция - интересный партнер… Иран - более замкнутая экономика. Не знаю, насколько полезно будет его членство в клубе друзей БРИКС, но, возможно, стоит наряду с кругом постоянных друзей БРИКС сформировать и более широкий круг наблюдателей, которые эпизодически участвовали бы в тех или иных мероприятиях БРИКС не на постоянной основе, но когда это необходимо".

Между тем, по некоторым данным, на полях саммита БРИКС собираются провести встречу президенты Турции и России Тайип Эрдоган и Владимир Путин. Как заявил "Вестнику Кавказа" главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ, профессор НИУ ВШЭ Леонид Григорьев, президенты двух стран встречаются и говорят по телефону довольно часто: "Турция занимает чрезвычайно важное географическое и историческое положение на стыке Азии и Европы. Сегодня идет строительство "Турецкого потока". Мы для Турции не конкурирующая страна. Наоборот, мы помогаем Турции де-факто вместе с TANAP, "Голубым потоком" и "Турецким потоком" стать грандиозным хабом, самодостаточной страной. Мы строим в Турции атомную станцию, обеспечиваем газом. Для страны с быстрыми темпами роста населения и быстрым развитием такое соседское партнерство осень удобно". 

Леонид Григорьев напомнил, что перед "арабской весной" в 2011 году в Сирии было пять лет засухи: "Сирийские беженцы, которые добрались до Европы в 2015 году, видимо, переместились три раза. Сначала засуха их согнала с востока Сирии на линию Алеппо-Дамаск, потом в 2011 году начался конфликт и их "выбросило" в Турцию, а уже в 2015 году - в Европу. Поэтому так важна тема конфликтов и климата. Сейчас стоит вопрос восстановления Сирии. Вместо того, чтобы обустраивать беженцев в Европе, лучше дать им возможность вернуться домой. Эта тема для обсуждения с Турцией и с Сирией… Впереди  может быть очень интересное развитие событий на Ближнем Востоке с опорой на взаимодействие с Россией и Турцией по социально-экономическому развитию посткризисной ситуации". 

Говоря об участии России в интеграционных проектах, программный директор Международного дискуссионного клуба "Валдай", главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик заявил "Вестнику Кавказа", что на их реализацию надо смотреть с точки зрения инвестиционного взаимодействия: "Здесь большую роль будут играть региональные банки развития. Один из ключевых игроков на этом пространстве это Евразийский банк развития, миссия которого - реализация интеграционных проектов, в том числе и в транспортной сфере. Это позволяет навести дополнительные мосты между странами ЕАЭС и использовать эту большую интеграцию для более согласованного выхода на внешние рынки с точки зрения создания совместных производств, с точки зрения создания цепочек добавленной стоимости, которые могли бы быть конкурентоспособны по отношению к продукции из стран дальнего зарубежья".

Лисоволик обратил внимание на сотрудничество России и Казахстана: "За последние годы мы видим рост взаимного товарооборота. Казахстан - ключевой партнер России в рамках ЕАЭС. С точки зрения взаимодействия в рамках БРИКС, один из форматов, который мог бы вовлечь страны ЕАЭС, такие как Казахстан, во взаимодействие со странами БРИКС, это формат БРИКС+. Такой формат был анонсирован Китаем и может предполагать взаимодействие между крупнейшими региональными, инвестиционными группировками, в которых страны БРИКС являются ведущими игроками. В рамках такого формата возможно также взаимодействие ЕАЭС с Mercosur (общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем), где Бразилия является крупнейшей экономикой.  В рамках этого формата возможно расширение взаимодействия стран ЕАЭС на региональных партнеров Китая, с которыми он выстраивает интеграционные группировки и активные экономические отношения". 

15530 просмотров