Сегодня Александру Сергеевичу Дзасохову исполняется 85 лет, но, как говорят его коллеги, Дзасохов относится к тому кругу политических деятелей, к которым определение "бывший" — не применимо. Около двух десятков лет он возглавлял Организацию солидарности народов Азии и Африки, всячески способствуя национально-освободительному движению в период холодной войны, и пользовался авторитетом у руководителей освободительного движения разных стран. Дзасохов был послом в Сирии, председателем Комитета Совета Союза Верховного Совета СССР по международным делам, президентом Северной Осетии и членом Совета Федерации.
Александр Дзасохов родился в 1934 году в Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Высшее образование получил в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте, который окончил в 1957 году. Еще будучи студентом выпускного курса института, Дзасохов был приглашен в качестве делегата на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. "Прошло столько времени, но все осталось в памяти, и я иногда с ностальгией вспоминаю те дни. На Московский фестиваль 1957 года впервые в нашу страну приехали десятки тысяч молодых людей с разных континентов, из разных стран. Это было время "оттепели". Наша страна увидела мир не через книги или кинофильмы, а непосредственно общаясь с представителями зарубежных делегаций. Это был очень успешный фестиваль, хотя без политики не обошлось. Молодежь, даже если ей давать команду "не занимайтесь политикой", все равно будет интересоваться тем, что будет завтра, что такое справедливость, как иметь равные возможности", - говорил Александр Дзасохов "Вестнику Кавказа".
Вернувшись с фестиваля, Дзасохов окончил институт и сразу был избран первым секретарем Орджоникидзевского горкома ВЛКСМ. Однако его коммуникабельность и умение общаться с международной аудиторий уже заметили в Москве и имели на него свои планы. "На фестивале 1957 года я познакомился с фронтовиком, который в солдатской шинели пришел в МГИМО и стал первым председателем Комитета молодежных организаций СССР. Это был Сергей Калистратович Романовский. А первым секретарем ЦК Комсомола тогда был легендарный Александр Николаевич Шелепин. Глаз у Романовского был острый, он меня запомнил и через какое-то время пригласил на Венский фестиваль 1959 года. Австрия имела репутацию нейтральной страны, и советская делегация имела большие, чем во многих других странах возможности представить публике и свою культуру, и спортивные достижения, и конечно, мысли. Тогда было время замечательных наших поэтов – Рождественского, Вознесенского, Беллы Ахмадуллиной и, конечно, Евгения Евтушенко. Они были кумирами того фестиваля, представляли нашу молодежь".
Уже в 1958 году Дзасохов был переведен на работу в Москву на должность ответственного организатора ЦК ВЛКСМ. Через четыре года его выбрали ответственным секретарем Комитета молодежных организаций СССР, а еще через год отправили на Кубу в качестве руководителя группы специалистов, в задачу которой входило "оказание помощи в реализации программы административно-территориального деления". Вернувшись в Москву, Дзасохов стал первым заместителем председателя Комитета молодежных организаций СССР, и уже в 1965 году как представитель советской молодежи отправился в Международный подготовительный комитет фестиваля в Алжир. "Там был очень популярный президент – Ахмед Бен Белла, он даже имел звание французского офицера, но потом возглавил национальное освободительное движение. Он был большим любителем футбола. В страну приехала футбольная команда из Бразилии, и он увлекся как болельщик, улетел из столицы в город Оран, а его ближайший соратник совершил вероломный поступок, и Ахмед Бен Белла был свергнут с должности президента. К сожалению, фестиваль в Алжире не состоялся", - рассказывал Дзасохов.
Именно в Алжире он "хлебнул" большой политики, да и в Центре, вероятно, сочли, что возраст Христа обязывает перспективного молодого человека отойти от молодежной политики и переключиться на "взрослую". Так или иначе, в 33 года Дзасохов став первым секретарем Советского Комитета солидарности стран Азии и Африки, а затем — первым заместителем председателя Комитета. То было время крушения колониальных империй, освобождения от оков рабства сотен миллионов людей в Азии, Африке и Латинской Америке.
"В ту эпоху Советский комитет солидарности сыграл роль действенного и тонкого инструмента, с одной стороны, на службе интересов своей страны, с другой — в деле поддержки идей и методов национального освобождения, - писал академик РАН Алексей Васильев. - Нужно было найти правильный баланс между практикой и идеологией, между реалиями и иллюзиями, между готовностью пойти на жертвы и одновременно найти компромисс. Именно в этом умении проявлялся талант уникального руководителя, мыслителя и дипломата, которым был Дзасохов …Я всегда поражался его умению вести беседы и силе аргументов. В наши дни стали банальностью факты экстремистских загибов псевдомарксистов из Южного Йемена и Эфиопии, но я вспоминаю, насколько деликатно и осторожно в своих беседах Дзасохов внушал им мысли о необходимости учитывать реальные социальные условия, не спешить с национализацией всего и вся, не создавать колхозов и кооперативов там, где для них нет условий, не выдвигать крайних лозунгов, которые оттолкнут религиозно настроенных людей, и многое другое. Добавим к этому "воспитательные" беседы Александра Сергеевича о контрпродуктивности терроризма.
Еще одна любопытнейшая черта Александра Сергеевича — его способность усваивать и использовать иностранные языки, хотя он и не был специалистом в этой области. Он мог вести беседы на испанском с очень сложными собеседниками из латиноамериканских стран, дискуссии на французском языке с одним из руководителей Алжира, который был настроен отнюдь не дружески по отношению к России".
В феврале 1978 года первый секретарь Организации солидарности народов Азии и Африки Александр Дзасохов был захвачен в заложники палестинской группировкой "Черный сентябрь" во время сессии организации в Никосии, на Кипре. Правда, меньше чем через час его и коллег отпустили, оставив в заложниках только представителей Египта и Палестины.
В 1986 году Дзасохов был назначен Чрезвычайным и полномочным послом СССР в Сирии, сумев наладить и сохранить на долгие годы добрые отношения с руководителями и высокопоставленными лицами арабских государств.
В конце 1980-х, когда в Москве подул "ветер перемен" Дзасохов вернулся в СССР, но уже не в Москву, а в родную Северную Осетию сначала в качестве первого секретаря обкома партии, а затем и президента республики. Дзасохов считал, что после дезинтеграции Советского Союза долгое время не были обеспечены нужная координация и глубокий анализ вопросов внешнеполитической тематики: "Как выглядело все в лицах того времени. С одной стороны – Андрей Козырев, российский министр иностранных дел, который без устали путешествовал в евроатлантические страны с подобострастными настроениями и позволял себе при этом влезать в сугубо военные дела. С другой – российский министр обороны генерал армии Игорь Родионов, высокопрофессиональный, с большим опытом и чувством ответственности. У них были просто несовместимые подходы к военно-политическим вопросам".
Позже Александр Дзасохов играл важную роль в Верховном Совете СССР на одном из ключевых постов председателя Комитета по международным делам. Всегда отстаивал государственные позиции в годы, проведенные в Госдуме и в Совете Федерации РФ. О Дзасохове не раз с особой теплотой отзывались ветераны советской политики, в частности, Евгений Примаков и Гейдар Алиев, который позже возглавил независимый Азербайджан. Кстати, и к Гейдару Алиеву, и к Азербайджану Дзасохов всегда испытывал особые чувства. "Я верю, что талант азербайджанского народа воплотится в достижения, - говорил он перед началом первых Европейских игр в Баку. - Во время Игр не только пройдут состязания спортсменов, но и делегации многих стран увидят, чего достиг современный Азербайджан. Я горжусь тем, что хорошо знал основателя современного Азербайджанского государства Гейдара Алиева. Традиции, которые были заложены Гейдаром Алиевичем, с большими, впечатляющими результатами продолжает президент страны Ильхам Гейдарович Алиев".
"Имя и дела Гейдара Алиева принадлежат, конечно, истории, но они принадлежат и сегодняшнему дню. Мне кажется, что многие его поступки, его мысли, его представления о завтрашнем дне Азербайджана и о будущем азербайджано-российских отношений имеют не просто познавательное, а совершенно практическое значение. Я бы советовал каждому, кто занимается государственными делами, обращаться к политическому и государственному наследию Гейдара Алиевича", - говорил Дзасохов.
При этом и заслуги самого Дзасохова сложно переоценить. "Чаще всего фигура такого масштаба превращается в заслуженного ветерана, - писал политолог и журналист, декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков. - Но представить ветераном Дзасохова сложно, он из когорты государственников, для которых немыслимо почивать в дачно-затворнической тиши. Особенно сейчас, когда бурлит мир, на современной основе выстраивает себя страна, обретает новую конфигурацию Большой Кавказ, а небезразличный ему арабский мир и Ближний Восток сотрясаются политическими кризисами и вооруженными конфликтами".