Вестник Кавказа

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПО-ГРУЗИНСКИ

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
С 2004 года одним из главных направлений всеобъемлющих реформ, начатых после прихода к власти Михаила Саакашвили, стало реформирование системы образования, в первую очередь - высшей школы. Президент Саакашвили неоднократно говорил: «Именно в системе высшего образования старая, советская номенклатура готовится дать бой новой Грузии». Старая система действительно была насквозь коррумпирована и пропитана протекционизмом. Причем, часто речь шла не о взятке, а привилегиях определенной социальной группы - той же научной и преподавательской интеллигенции, занятой в вузах. Члены этой группы считали своей социальной привилегией обеспечить поступление в самые престижные ВУЗы детей представителей собственной касты. На приемных экзаменов существовали списки абитуриентов определенной категории, поступление которых в наиболее престижные вузы обеспечивалось «круговой порукой» профессорского состава.

ПРОТИВ КРУГОВОЙ ПОРУКИ ПРОФЕССОРОВ

Эта категория встретила в штыки идею проведения общенациональных экзаменов (аналог российского ЕГЭ) - лишения права вуза проводить приемные экзамены. Дело доходило до забастовок профессорского состава. Однако власти были бескомпромиссны. В результате уже четвертый год в стране проводятся общенациональные экзамены, а президент Саакашвили имеет основания говорить: «До революции роз» у молодого человека, живущего в Тбилиси, тем более в престижных районах, было в тысячу раз больше шансов попасть в вуз по протекции или за взятку, чем у его сверстника, живущего в горной деревне. Мы добились того, что в самые престижные вузы поступают дети, которые родились, выросли и прилежно учились в богом забытых, далеких горных деревушках. Без нас они никогда не смогли бы поступить в высшие учебные заведения». При этом Саакашвили каждый раз добавляет, что «в России не хватило политической воли преодолеть ожесточенное сопротивление и довести этот процесс до конца».

Общенациональные экзамены проводятся по трем обязательным предметам - родной язык и литература, иностранный язык, а также «Навыки и сообразительность». Четвертый предмет устанавливается по специальности в соответствии с гуманитарным или техническим профилем – математика, либо история и география. Кстати, эти предметы в Грузии были объединены, что также вызывало бурные протесты академического персонала.

Абитуриент считается поступившим в соответствии с количеством баллов (по стобальной шкале), набранных им при внесении заявления в экзаменационную комиссию. Если баллов недостаточно для поступления в вуз, указанный в качестве первого приоритета, он может поступить в вуз, указанный под номерами два, три и так далее. Естественно существует минимальный ценз компетентности, то есть количество очков (например, 40 баллов из 100), без которых абитуриент считается провалившим экзамены.

ДЕНЬГИ ДЛЯ СООБРАЗИТЕЛЬНЫХ

Государство финансирует учебу в вузах самых успешных абитуриентов, набравших наибольшее количество очков на экзаменах по «Навыкам и сообразительности». Такие абитуриенты финансируются на 100%. Набравшие на этом экзамене меньше очков – на половину или треть стоимости обучения. Инициаторы реформы объясняют, что так государство пытается соблюсти социальную справедливость – финансирует талантливую молодежь по тому предмету, который труднее всего изучить с помощью репетитора.

Министерство просвещения установило, что государственные вузы не имеют права устанавливать плату за обучение больше 2250 лари (около 1355 дол) в год. Частные вузы могут иметь другие расценки, значительно превышающие 2250 лари. В таком случае, разницу покрывает сам студент. В 2009 году из 29 тыс. абитуриентов поступило 19 тыс., а 100-процентное государственное финансирование получили лишь две тысячи из них.

ОДИН ДОКТОР И ТРИ ПРОФЕССОРА

Из двухсот грузинских вузов аккредитацию смогли получить лишь 62. остальные не смогли удовлетворить требования, установленные специальными нормами аттестации – по технической базе, помещению, количеству профессуры и так далее. А из 62 аккредитованных вузов 21 – государственные.

В Грузии действует трехступенчатая система высшего образования – бакалавриат, магистратура, докторантура. В отличие от аспирантуры, существовавшей в советскую эпоху и относящейся к научной сфере, докторантура считается частью учебного процесса. Выпускник докторантуры получает академическую степень доктора. Соответственно существует три степени профессорства - профессор-ассистент, ассоциированный профессор и полный профессор.


ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМ

В Министерстве просвещения ВК заявили, что реформа системы высшего образования еще далека от завершения. «Мы провели аттестацию только технической базы вузов, то есть институционную, – пояснил начальник департамента академического образования и науки министерства просвещения и науки Грузии, Нугзар Читая. – Настоящая аттестация и соответственно аккредитация будет проводиться в ближайшее время, она будет предусматривать глубокое изучение уровня преподавания, учебных программ и так далее, а значит программную аттестацию. Только в этом случае мы сможем сказать, что реформа высшего образования достигла своего экватора и она - на правильном пути, то есть пути достижения европейского уровня высшего образования».

По словам господина Читая, «грузинскому студенту трудно конкурировать со сверстниками из тех стран, где вуз обеспечивает студентов ноутбуками с бесплатным доступом в интернет, то есть в смысле технического оснащения нам тоже еще много надо сделать и практически все упирается в финансы». Пока лишь несколько грузинских вузов могут претендовать на признание дипломов в Европе. Самым престижным в 2009 году стал Свободный Университет, только что основанный известным российским бизнесменом грузинского происхождения, бывшим госминистром Грузии по экономическим и структурным реформам Кахой Бендукидзе. Бендукидзе обещал, что как по техническому оснащению, так и уровню преподавания его университет будет «одним из лучших не только в Грузии, но и в Восточной Европе». Вот только плата за обучение в его университете (с учетом государственного финансирования в размере 2250 лари) будет недосягаемой даже для самого талантливого абитуриента «из далекой горной деревушки».

Преодолев барьер первой проблемы на пути справедливого и эффективного высшего образования (коррупцию и протекцию), Грузия подходит ко второй, гораздо более сложной, фундаментальной проблеме социального неравенства и разницы в финансовых стартовых условиях.
14350 просмотров