Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -11

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» начинает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Таким образом, к концу XIX в. в развитии бакинской нефтяной промышленности произошли кардинальные количественные и качественные изменения. В 1900–1901 гг. Россия выходит на первое место в мире по добыче нефти, опережая Америку. Следует иметь в виду, что к этому времени основными производителями нефти в мире были Россия, США и Румыния. Незначительное количество нефти добывалось еще в Голландской Индии, Японии, Германии, Польше. Лидерство российской, в подавляющей своей части бакинской, нефти было несомненным. Экспорт нефти обуславливал высокие доходы бакинских нефтепромышленников. На экспорт шло 16% производимой в России нефти и нефтепродуктов. При этом 59% экспорта российской нефти шло в Европу, больше всего в Англию. В экспортных доходах России нефть занимала третье место после доходов от продажи зерна и леса. Определилась точка зрения бакинских нефтепромышленников, которые в письме главноначальствующему гражданской частью на Кавказе князю А.М. Дондукову-Корсакову 31 октября 1886 г. писали: «Бакинская нефтяная промышленность достигла такой степени развития, что без затруднения могла бы снабжать осветительными и смазочными материалами не только всю Россию, но и большую часть Европы в потребном для нее количестве».

На смену довольно стремительному развитию бакинской нефтяной промышленности начала ХХ в. приходит довольно значительное замедление его темпов. Как справедливо отмечается исследователями, «в целом... годы, предшествующие революции 1917 г., можно охарактеризовать как годы спада нефтяной промышленности России». После 1901 г. наблюдалось достаточно быстрое сокращение объемов добычи нефти. Первый год ХХ в., как отмечает исследователь нефтяной промышленности Азербайджана Э.Б. Мурадалиева, оказался последним годом, в котором бакинская нефтяная промышленность удерживала за собой первое место в мире по добыче4. Если в 1901 г. в Бакинском районе было добыто 12,2 млн тонн нефти, то в 1902 г. – 10,6 млн тонн. В последующие годы добыча нефти продолжала сокращаться. И это на фоне того, что мировой нефтяной ареал все время расширялся. Уже в 1901 г. в ряды нефтедобывающих стран вступила Мексика, в 1911 г. – Иран. Выросла добыча нефти в Венесуэле, Румынии, Британской и Голландской Индии, Колумбии, Перу, Тринидаде и Аргентине. В незначительных количествах нефть добывалась в Канаде, Эквадоре, Египте, Японии и некоторых странах Центральной Европы. Между тем добыча нефти в Бакинском районе упала до 6,7 млн тонн в 1905 г. В последующие после первой русской революции годы она несколько увеличилась, но прежних уровня и темпов роста так и не достигла. В связи с этим резко упала и роль бакинского нефтяного района в мировом нефтяном производстве. С 1904 по 1913 г. доля России в мировой добыче нефти снизилась с 31 до 9%. В 1910 г. было уволено около 25% рабочих, занятых в нефтедобыче. Если в 1901 г. экспорт российского керосина составлял 1041,2 тыс. тонн, то в 1908 г. – лишь 455,3 тыс. тонн. В 1909 г. экспорт российского смазочного масла по сравнению с 1901 г. сократился более чем в три раза. Если учесть, что в 1913 г. добыча в Бакинском регионе составила 82,6% добычи по всей стране, то становится очевидным, что сокращение экспорта было связано преимущественно с уменьшением вывоза с Апшеронского полуострова. В этот период основным потребителем нефти оставались российские регионы, в которых все более высокими темпами шло развитие новых капиталистических отношений. В 1913 г. в общероссийском балансе топлива нефть и нефтепродукты составляли: в промышленности – 50%, на железной дороге – 29%, на водном транспорте – 18,3%, на электростанциях – 60%.

С открытием двигателя внутреннего сгорания и двигателя Дизеля началась новая эра применения светлых нефтепродуктов. Широкое использование этих двигателей на нефтеналивных и военных судах резко увеличило потребность в нефтяном топливе. Прибыльность бензина и дизтоплива заметно возросла. Таким образом, потребности в нефти внутреннего рынка страны, прежде всего промышленности, все время увеличивались. И это, несомненно, было прогрессивной тенденцией, естественным следствием развития производства в стране. Вместе с тем уменьшение роли России в мировом нефтебизнесе однозначно свидетельствовало о серьезных проблемах в политическом и социально>экономическом развитии страны. Еще в 1965 г. А.А. Фурсенко, касаясь этой проблемы, отмечал: «Революция и русско-японская война, несомненно, способствовали упадку нефтяного дела. Но первопричина упадка гораздо глубже – в самом строе нефтяного хозяйства, в действиях монополий, которые в сочетании с условиями политического режима самодержавия приобрели в России особо паразитический, хищнический характер. Кризис, а вместе с тем и дальнейший упадок нефтяного дела в России усугублялся политикой цен, продиктованной стремлением монополий получать высокую прибыль».

Сколь ни политизированно выглядит вывод А.А. Фурсенко, но опровергнуть его трудно. Дешевый метод фонтанной эксплуатации скважин сыграл отрицательную роль в развитии нефтедобычи. Возможности использования этого метода все более сокращались. Как правильно отмечает российский исследователь И.А. Дьяконова, этот метод «обессилил» район. И если в 1887 г. фонтанная добыча в общероссийском масштабе составляла 42%, в 1900 г. – 11%, то в 1913 г. – только около 2%. Резко падала нефтедобыча скважин. Если в 1894 г. среднемесячная добыча с одной скважины составляла 65 999 пудов, в 1900 г. – 32 519 пудов, то в 1913 г. – 11 453 пуда. В 1901–1913 гг. средняя продолжительность эксплуатации бакинской скважины уменьшилась с семи до пяти лет.

Все эти показатели свидетельствуют о том, что с начала ХХ в. Бакинские бизнесмены весьма халатно отнеслись к проблемам технического и технологического обновления нефтедобычи. Нефтяной бум второй половины ХIХ в. сыграл крайне отрицательную роль в их отношении к делу. В этих условиях регулирующую роль могло сыграть государство, но, как справедливо отмечает А.А. Иголкин, «государственная машина дореволюционной России не смогла адекватно ответить на вызов времени… В целом государственные деятели были слишком зашорены, недоказанная догма «Нефть – это не топливо» мешала принимать им правильное решение». Возможно, одной из главных причин спада нефтяной промышленности в Баку в начале ХХ в. было возрастание доли иностранных компаний в добыче и использовании бакинской нефти. Однако некоторые исследователи полагают, что проникновение иностранных фирм в нефтяную промышленность России имело положительное значение. Так, авторы книги «Нефть и газ России: История и перспективы» считают, что «иностранные фирмы, использовавшие более современную технику, бурили быстрее и более глубокие скважины». Возможно, в ряде случаев это так и было. Но проникновение иностранного капитала, без сомнения, было продиктовано меркантильными интересами.
18020 просмотров

Видео

Все видео


реклама