Вестник Кавказа

В Южной Осетии Москве придется учитывать имиджевый фактор

Алексей Власов
19 апреля в Цхинвали пройдет инаугурация президента Южной Осетии. Леонид Тибилов станет третьим главой республики за всю историю ее фактической независимости. После объявления итогов южноосетинских выборов избранный президент получил письмо от Дмитрия Медведева, в котором тот предупредил: «На ваши плечи ложится ответственная миссия по дальнейшему укреплению правовых основ государственности, совершенствованию институтов власти и гражданского общества, продвижению позиций страны на международной арене». Российский президент выразил уверенность, что под руководством Тибилова «Южная Осетия продолжит движение по пути решения важных социально-экономических задач и обеспечения стабильности. В этой работе республика может рассчитывать на неизменную поддержку Российской Федерации». Это письмо Медведева вполне можно расценить не просто как дежурное поздравление избранному президенту. Обстановка перед выборами в Южной Осетии была весьма напряженной и то, что они прошли без эксцессов, очевидно можно считать большим успехом. Если Россия действительно хочет сохранить свои позиции на Южном Кавказе, теперь ей придется учитывать имиджевый фактор - важна не только победа в августе 2008 года, но и реальная помощь республике в социально-экономическом развитии.

Сегодня политику Кремля в отношении Южной Осетии формируют два главных условия.
Во-первых, постепенное превращение южноосетинской государственности в самостоятельную и стабильную форму. Пока, безусловно, Россия оказывает Южной Осетии помощь (через предоставление гуманитарных грузов, финансовых потоков, кредитов), но постепенно Цхинвали придется выходить хотя бы на минимальный уровень самодостаточности.
Во-вторых, непреложным условием остается то, что Россия не откажется от признания независимости Южной Осетии. Но своего рода продолжением признания должно стать превращение бывшей грузинской автономии в «витрину» грамотной российской политики на Южном Кавказе.

В сотрудничестве с Тбиловым сделать это вполне реально. Бывший глава республиканского КГБ достаточной жесткий управленец и политик, способный «очистить» политическую систему республики от людей, неэффективно проявивших себя на занимаемых ими постах. Очевидно, что первоочередная задача для Тибилова - сделать государственную управленческую систему более эффективной и прозрачной. Но за теми, кого придется убирать, тянется мощный шлейф разных связей, в том числе и родственных. Со многими придется договариваться. Скорее всего, бывший президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сохранит определенное влияние на политические процессы, но его воздействие не станет доминирующим. Это будет просто политический сегмент, сохраненный за "группой поддержки" Кокойты в парламенте или структурах исполнительной власти.

Что касается других фигур на политическом поле Южной Осетии, то определенную роль здесь продолжает играть Алла Джиоева, заявившая на этой неделе о создании партии "Осетия - площадь Свободы" (причем партийцы еще не определились в своем отношении к новому президенту). Практически одновременно с Джиоевой о создании своей партии заявил и проигравший Тибилову на выборах, уполномоченный по правам человека Давид Санакоев. В Южной Осетии действительно существует многопартийность, но пока получается так, что каждая более-менее яркая фигура в политическом спектре республики создает под себя "группу поддержки", которая именуется политической партией". И в этих условиях, при решении актуальных для республики задач социально-экономического развития Тибилову придется проявить понимание специфики республики, учитывать ментальность и национальные особенности югоосетинского общества. Только тогда можно ожидать стабильности и успешного решения существующих проблем. И вот здесь существенную поддержку Цхинвали может оказать Москва, заинтересованная в том, чтобы высший пост в республике занимал человек, которому можно будет доверить управление огромными финансовыми средствами, вкладываемыми Россией в Южную Осетию.
13260 просмотров