В последние недели мы стали свидетелями существенного роста дипломатической активности Москвы в азербайджанском направлении. Вслед за главой МИД России Сергеем Лавровым в Баку с официальным визитом прибыла глава Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Очевидно, что высокопоставленные российские чиновники пытаются решить вместе с азербайджанскими коллегами несколько актуальных вопросов, стоящих на повестке двусторонних отношений. В первую очередь, речь идет о продлении срока аренды Габалинской РЛС: судя по всему, здесь у соседей остаются некоторые разногласия. Времени на решение этого вопроса остается все меньше, но Баку и Москва, судя по целому ряду характерных публикаций, пока не могут сойтись в цене. Конечно, при желании можно найти не только финансовый, но и политический подтекст в предполагаемом намерении Баку в разы увеличить арендную плату для России. К примеру, некоторые эксперты увязывают такую позицию Азербайджана с отсутствием прогресса в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха, поскольку Россия, несмотря на все попытки президента Медведева, так и не убедила Армению сдвинуть процесс с «мертвой точки» и отказаться от максималистских позиций в переговорах. Иначе говоря, Кремль не смог или не захотел подтолкнуть Ереван к началу вывода войск хотя бы с части оккупированных азербайджанских территорий. Оставив болезненное согласование окончательного статуса Нагорного Карабаха на будущее, стороны конфликта создали бы при этом мощный потенциал для дальнейшего сближения позиций и начала экономического сотрудничества. Другие наблюдатели говорят о разногласиях между Баку и Москвой в энергетической сфере – в частности, касательно перспективы строительства Транскаспийского трубопровода, который бы мог вывести Туркменистан на европейские рынки, но тормозится Россией и Ираном из-за нерешенности статуса Каспийского моря.
Бесспорно, все это играет свою роль. И сейчас между Баку и Москвой ведется политический торг с явным экономическим подтекстом, где Габалинская РЛС – лишь одна из разменных карт в этой игре. Еще в ноябре прошлого года замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов анонсировал новую ценовую политику Баку. «Сегодняшние выплаты России в 7 млн дол. в год за аренду Габалинской РЛС, носящей статус информационно-аналитического центра неадекватны», - сказал Азимов, комментируя намерения азербайджанской стороны поднять арендную плату. «С одной стороны, выплаты не адекватны той ценности и важности РЛС для интересов России, региональной и международной безопасности. С другой стороны, выплаты не соответствуют рискам и угрозам Азербайджана, позволяющего функционирование этой РЛС на своей территории», - подчеркнул тогда азербайджанский дипломат.
Самое легкое – обрушиться с критикой на Баку из-за его «непомерно высоких требований». Но преследование собственных интересов – абсолютно естественное поведение для двух независимых государств. К тому же, не стоит забывать, что единственной страной, до сих пор фактически имеющей военную базу в Азербайджане, является Россия. Азербайджан не допустил военного присутствия на своей территории ни Турции, ни США. Иностранное военное присутствие, впрочем, запрещено азербайджанской конституцией, но для северного соседа Баку сумел найти правовую «лазейку». Политический реверанс в сторону Кремля – налицо.
Поэтому сейчас Баку пытается получить адекватную в его понимании компенсацию - если не в политическом, то хотя бы финансовом эквиваленте. Найти взаимоприемлемую цену – задача переговорщиков. Обращает внимание на себя тот факт, что глава Совета федерации Валентина Матвиенко довольно оптимистично рассказала о согласовании ряда вопросов в переговорах о судьбе Габалинской РЛС. Чуть ранее глава МИД Азербайджана на совместной пресс-конференции со своим российским коллегой подтвердил, что в ближайшее время Азербайджан представит свои ответы на предложения российской стороны. Все это свидетельствует о том, что переговоры находятся в интенсивной динамичной фазе, и стороны настроены на поиск, а не блокирование решения.
Любые межгосударственные отношения можно рассматривать как через призму конфронтации, так и кооперации. Но при этом важно учитывать не кратковременные политические амбиции и тактически шаги каждой из стран, а долгосрочный вектор развития двусторонних связей. В случае с Россией и Азербайджаном, за 20 лет, прошедших со дня установления дипломатических отношений между двумя странами, был выстроен прочный фундамент для их поступательного развития. Азербайджан – единственная страна Южного Кавказа, где во многих общеобразовательных школах и вузах все еще можно получить образование на русском языке. Государственная забота о статусе русского языка и его поддержка, интенсификация сотрудничества в сфере культуры – наглядное свидетельство долгосрочного конструктивного настроя Баку относительно России. Но, пожалуй, лучшим индикатором перспективы развития политических отношений является все же экономика: Валентина Матвиенко, находясь в Баку, заявила, что товарооборот между двумя странами в 2012 году перешагнет отметку в 3 млрд долларов. В беседе с азербайджанскими журналистами Матвиенко отметила успешное развитие экономических отношений по итогам прошлого года, заметив, что в 2011 году товарооборот достиг максимума за всю историю двухсторонних отношений – 2,8 млрд долларов.
Продолжение курса на укрепление стратегического партнерства между Россией и Азербайджаном – оптимальный путь, который позволит решать возникающие вопросы в рабочем порядке. И успешный исход переговоров о продлении срока аренды Габалинской РЛС должен стать тому очередным подтверждением.
Москва-Баку: Ставка на кооперацию
Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
10230 просмотров