Вестник Кавказа

Россия - СНГ: новый сценарий отношений

После президентских выборов в России эксперты из Москвы, Киева, Кишинева, Еревана и Астаны в ходе телемоста высказали свои точки зрения на перспективы двусторонних отношений России с республиками бывшего СССР и в рамках СНГ.

Директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев
Совершенно очевидно, что Путин победил в первом туре, при этом одержав реально уверенную победу над оппонентами, и это не реверансы в сторону Путина, это действительность, которую вынуждены признавать многие из его соперников. Даже многие правозащитные организации, которые вели наблюдение за выборами, скрепя сердце, признают, что, наверное, все-таки он действительно преодолел 50-процентный барьер. Напомню, что официальные результаты выборов – это 63,60%. В любом случае, это показывает, что Путин остается действительно политиком номер один в России, действительно достаточно популярным и действительно человеком, который до сих пор удерживает серьезный кредит доверия со стороны российского общества. В общем, по этому вопросу существует консенсус. Хотя я не исключаю, что ситуация может меняться, многое будет зависеть от того, как Путин будет относиться к тем обещаниям, которые он дал в ходе избирательной кампании. Обещаний этих было довольно много, и от реализации этих обещаний, я думаю, будет зависеть и степень доверия к власти в России. Все остальное, что происходит вокруг выборов, скажем, в Москве, митинги- такая поствыборная реакция. Думать, что это как-то изменит ситуацию, было бы крайне наивно. Совершенно очевидно, что Путин свою победу не отдаст ни под каким соусом. Можно собрать сколько угодно митингов по этому поводу. Это все мертвому припарки, что называется. Здесь никаких иллюзий быть не должно. Хотя очевидно, что некая активность оппозиции действительно вызвала стремление реформировать политсистему, в первую очередь, в плане снижения условий для регистрации политических партий, что, может быть, окажет некое воздействие на внутриполитический процесс. Что касается отношений России на внешнем контуре, то Путин достаточно ясно изложил их как минимум в двух своих статьях: первая статья о Евразийском союзе, которая, по большому счету, и начала серию публикаций на внешние темы, и по сути, она уже была отчасти предвыборной; и вторая – это последняя статья Путина, которая касалась исключительно международных отношений. С одной стороны, эти статьи имели свойства предвыборных и встраивались в избирательную кампанию Путина, но, я думаю, что в значительной степени это и есть наметки той стратегии, которой Путин будет следовать в течение предстоящих шести лет. Думаю, что действительно, основные тезисы, изложенные в этих документах – в проекте Евразийского союза и в статье по международным отношениям – лягут в основу внешней политики России на ближайший период. Поэтому каких-то особых неожиданностей здесь, скорее всего, не будет. Россия будет развивать интеграционные проекты с теми, кто хочет их развивать, причем на взаимовыгодной основе. Что касается других стран, они приглашаются к сотрудничеству. Ну а там уж как дело пойдет, посмотрим.

Директор Института парламентаризма Народно-демократической партии «Нур-Отан» Болат Байкадамов
Думаю, что Россия вернется к более внятной определенной политике в самой стране и вне ее. Заданность политического курса, которая была связана с Путиным в его первый президентский срок, мало претерпела каких-то принципиальных изменений. Что касается внешней политики, то немногое, что является стабильным, те отношения, которые были у Российской Федерации с Казахстаном и другими странами СНГ, мало в чем изменились, разве что, они качественно выросли, но те отношения, которые являются стержневыми, остались теми же. Думаю, с приходом Путина на новый президентский срок эти отношения будут еще качественнее меняться, потому что движение есть не только в России, но и в СНГ, в частности, в Казахстане, и они, конечно, наложат тот отпечаток качественный, особенно в вопросах и в процессах модернизации, которые связывают обе страны.

Директор киевского Центра политических исследований конфликтологии Михаил Погребинский
Для меня пока проект Евразийского союза выглядит как некий виртуальный. Пока ясных очертаний его я не понимаю. Что касается Украины, тут есть две составляющие. Одна экономическая - даже когда президентом Украины был Виктор Ющенко, который был настроен жестко антироссийски, экономическое взаимодействие не прекращалось. В последние два года оно особенно быстро росло, и сейчас у нас товарооборот очень существенный, по-моему, за 50 миллиардов долларов. То, что нам не удается найти оптимальные по некоторым направлениям договоренности, которые устроили бы обе стороны, мне кажется, эта проблема решаемая, и думаю, месяца через два на повестке дня встанет вопрос прагматизации наших экономических отношений. Надеюсь, будут найдены взаимоприемлемые решения и по старому грустному вопросу газовых договоров, и по нашему формату участия в Таможенном союзе, и так далее.
Есть еще политическая составляющая, в частности, связанная с идеей Евразийского союза. Украина находится в специфическом положении - между Россией и Европой. Она взяла на протяжении последних лет множество всяких обязательств по отношению к Европе. Хотя всем серьезным людям понятно, что Украина в ближайшие лет двадцать не имеет перспектив стать полноправным членом Европейского союза, Украина заинтересована в сближении с Европой. Это понимает и элита, и власть, и население, независимо от того, какая политическая сила сейчас находится у власти.

Директор Института Кавказа Александр Искандарян
Россия – достаточно важная страна для Армении, и то, чтобы ее политика оставалась в традиционном формате армяно-российских взаимоотношений, - это императив. Это в Армении осознается практически всеми – от политических элит до общества. Это нужно, как бы ни развивалась ситуация в самой России, в российской внутренней политике. Как мне кажется, внешняя политика России и политика в отношении стран СНГ вообще, и в Армении в частности, вряд ли может претерпеть сильные изменения, потому что я не думаю, что сильно изменился кабинет, в котором эти решения принимаются или принимались.

Директор армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров
Обсуждая характер отношений между Арменией и Россией, мы не ожидаем существенных изменений, с той точки зрения, что изменилось, если изменилось, лидерство, но содержание и интересы проводимой политики, в целом, остаются теми же, что и были ранее. Быть может, разница, которая будет существовать, будет касаться стиля лидерства. Стиль лидерства Путина и стиль проводимой политики со стороны Путина от стиля Медведева. Но содержание политики, по сути, является тем же. Это двусторонние отношения в политической сфере в плане консультаций, в плане разработки совместных решений, в плане экономического развития и экономического присутствия. Это отношения в рамках различных региональных международных организаций, это касается как сотрудничества в рамках СНГ, так и подчеркнутого Путиным в одной из статей укрепления сотрудничества в рамках ОДКБ, которая должна выступать в качестве структуры, гарантирующей стабильность на территории Евразии, в случае необходимости быстрого реагирования на вызовы, которые существуют в этом регионе, и естественно более глобального сотрудничества в рамках иных организаций. То есть мы видим, что направления сотрудничества будут существовать, при этом политика России по отношению к региону будет определяться не только непосредственно двусторонними отношениями, но и более широким форматом.

Директор Независимого института стратегических исследований Николай Киртоакэ
СНГ воспринимается нами как платформа для политических дискуссий. Вы прекрасно знаете, эффективность этой многосторонней международной организации желает лучшего, то есть более где-то 10% соглашений реально выполняются. А идея Евразийского союза, которая не случайно была запущена в разгар думской предвыборной кампании, нами воспринимается пока как очень общая концепция, которая не имеет под собой конкретного, ясного содержания. В том, что касается интересов Молдовы, скорее всего, в двусторонних отношениях с Россией они будут преследовать конкретные цели – стабильность страны, развитие торгово-экономических отношений. Нам бы хотелось, чтобы по отношению к молдавским традиционным товарам, которые наши производители стремятся продать на российском рынке, не принимались дискриминационные меры.
Очень острым вопросом остается приднестровское урегулирование. В нашем обществе положительно оценили конструктивную роль России, которая привела к возобновлению пятистороннего формата переговоров по Приднестровью, и также изменения, которые произошли в приднестровском регионе – избран новый, достаточно энергичный лидер региона, открытый к диалогу. Естественно, мы прекрасно понимаем, что, имея двух европейских соседей на востоке, Украину и Румынию, взаимоотношения России с этими странами, а также в контексте региональных каких-то процессов и интересов Российской Федерации, будут иметь непосредственное воздействие на двусторонние молдаво-российские отношения.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко
Думаю, что действительно приоритет СНГ сохраняется. Думаю, что это будет основной повесткой дня четвертого срока Владимира Путина, имея в виду, что сейчас четвертый срок начался - по сути дела, Владимир Путин никуда не уходил. Для него будет принципиально важно, начав свою политическую карьеру с собирания России, с предотвращения ее распада, завершить ее каким-то таким мощным аккордом уже интеграционным.
23545 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября