Вестник Кавказа

Создание Транскаспийского трубопровода - долгий процесс

Евгений Кришталёв
За последние недели значительно актуализировалось обсуждение вопросов энергетической безопасности в контексте важных событий в этой сфере, произошедших в сентябре. Почву для дискуссий дали новости сразу по нескольким важным проектам касающихся добычи и транспортировки газа. В сентябре Россия испытала и запустила газопровод "Северный поток" по дну Балтики до Германии, а в Азербайджане было объявлено об открытии новых крупных газовых структур, которые, как предполагается, могут стать еще одной подпиткой для трубопроводной системы, создаваемой в странах Южной и Восточной Европы в рамках "Южного коридора". Эксперты заговорили о новых надеждах на газ для трубопровода «Набукко», а параллельно на повестке дня оказалась и тема Транскаспийского трубопровода. ЕС специальным решением санкционировал начало переговоров с Баку и Ашхабадом по вопросу морского газопровода по дну Каспия.
О том какая конфигурация газового рынка может быть выстроена в регионе в ближайшем будущем, ВК рассказал руководитель Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан.

- Как вы можете оценить последние новости энергетического рынка, а также перспективы реализации проектов «Набукко» и Транскаспийского трубопровода?

- Вопросы трубопроводных проектов в регионе Южного Кавказа и Европы детально рассматривались на прошедшей недавно в Баку большой газовой конференции. Эксперты фокусировали внимание на двух важных аспектах – наличия ресурсной базы и решения вопросов финансирования сложных инфраструктурных проектов, к коим, безусловно, относится и «Набукко» и Транскаспийский трубопровод и их коммерческой составляющей. Однако никто не смог точно прояснить объемы товарного, коммерческого газа, который мог бы наполнить трубы, а также определить финансовую стоимость проекта. Те ответственные лица из Европы, которые приехали в Баку, вновь пытались презентовать свои проекты с максимально лучшей стороны. Их утверждения сводились к тому, что если скажем азербайджанский газ с "Шахдениз-2" и других источников пойдет, скажем, по «Набукко», то проект сразу становится выгодным и привлекательным с коммерческой и иной точек зрения. Такие разговоры мы слышим уже примерно с 2008 года каждый год и на каждой конференции. На последней встрече экспертов в Баку представитель bp, представляющий департамент финансов очень четко обрисовал схемы предложений по проектируемым трубопроводным проектам. По его словам, компания отправила подробный перечень технических коммерческих и иных требований к трубопроводным консорциумам и ждет ответа до 1 октября. Всего сформулировано восемь условий. Анализируя их, можно придти к выводу, что не каждая компания или консорциум способны выполнить все обозначенные требования, скажем по рентабельности, поддержанию уровней объемов прокачки, количества насосных станций, параметров вибрации, увеличению по требованию пропускной способности трубы и других пунктов для эффективного функционирования всей цепочки производства и поставок газа потребителям.
bp и партнеры желают иметь самую современную инфраструктуру, поскольку она должна будет эксплуатироваться долгого срока, в пределах 30-40 лет, а то и больше. А все что касается правого берега Каспия (Туркмении, – прим. ВК), Азербайджан мало волнует, поскольку в первую очередь в Баку думают о собственном газе. Тем, что на другом берегу, пусть занимается Евросоюз.

- Евросоюз санкционировал старт переговоров по Транскаспийскому трубопроводу с Азербайджаном и Туркменистаном. Как вы можете прокомментировать последствия такого решения, и увенчаются ли они успехом?

- Представитель ЕС в Азербайджане Роланд Кобиа ответил на жесткие заявления МИД России. Смысл ответа сводился к тому, что пусть Москва не беспокоится относительно экологии Каспия, поскольку именно россияне успешно реализовали целый ряд трубопроводных проектов по морскому дну – «Голубой поток» по Черному морю до Турции, Северный поток по Балтике до Германии, готовится проект Южного потока. ЕС гарантирует, что к Транскаспийскому трубопроводу будут предъявляться самые высокие экологические требования и стандарты. Что же касается вопроса юридического статуса, то пусть он решаются в течение пятидесяти или даже ста лет до тех пор, пока все страны прикаспийской пятерки не согласятся с единым подходом. ЕС же полагает, что вопрос строительства трубы исключительно в компетенции стран, которые хотят реализовать проект, и влезания в ситуацию других стран рассматриваются как попытки помешать сотрудничеству.

- В этом контексте видите ли вы перспективы сближения позиций Азербайджана и Туркменистана относительно статуса Каспия и разграничительных линий на шельфе?

- Полагаю, что вопрос статуса Каспия может быть решенным в случае, если он станет предметом политического торга между Россией и ЕС. У обеих сторон есть взаимные интересующие точки. К примеру, весной в Евросоюзе вступил в силу очередной пакет регуляционных законов в энергосекторе, который не разрешает производителю газа заниматься маркетинговыми вопросами по сбыту газа и владеть дистрибуцией. Это только один параметр, который создает трения между сторонами, а на самом деле их гораздо больше.
Что же касается перспектив сближения Азербайджана и Туркменистана, то пока сложно делать выводы. Между странами на ближайшие недели намечены консультации по политическим вопросам. Пока они не прошли. Однако в этом контексте нужно вспомнить недавние последовательные визиты в Баку и Ашхабад главы Еврокомиссии Баррозу и еврокомиссара по энергетике Оттингера. Еврочиновники подписали меморандум о сотрудничестве в области энергетики с Азербайджаном, однако в столице Туркменистана не было подписано ни одной бумаги. И если такая ситуация будет наблюдаться по итогам первых переговоров, то вообще о чем говорить? Гурбангулы Бердымухамедов на словах часто заявляет, что готов на своей границе отдать любое количество газа, однако в реальности никаких практических шагов к этому поводу не делается. Как же будет действовать президент Туркменистана, сказать невозможно. Кроме того, получат ли вообще западные компании участие в проектах в Туркменистане. Ведь основные газодобывающие мощности находятся не в акватории Каспия, а в восточных районах страны. И там, к слову, успешно работают китайские компании, одна за другой получающие контракты о разделе продукции (psa). Пока западным фирмам туда вход закрыт, несмотря на то, что президент страны периодически с 2006 года заявляет о том, что он якобы готов к сотрудничеству в области энергетики с Западом  Прошло уже пять лет, но результатов как не было, так и нет.

- Какие перспективы у российского "Газпрома" поучаствовать во вновь открытых проектах в Азербайджане?

- Ну, во-первых, консорциумы для разработки газовых структур уже сформированы с участием Total и Gaz de France. Я полагаю, что там открыты по-настоящему хорошие месторождения и какой смысл и кто станет переуступать свое участие в консорциуме. С другой стороны, какой смысл Газпрому покупать этот пай. Уже известно, что консорциум поставит там одну платформу, производительностью 10 млрд кубометров. Если предположить, что "Газпром" приобрел 20% участия, то неужели 2 млрд кубометров сделают погоду для самой крупной корпорации России?

- Ну а если рассматривать вопрос с чисто политической точки зрения?

- А что, участие "ЛУКойла" в газовом проекте "Шахдениз" как-то повлияло на политику? Эта компания уже 17 лет в Азербайджане, но разве политика России как-то зависит от такого присутствия? А время предложений, скажем ГНКАР переуступить часть своего пая россиянам, уже прошло. Оно имелось лишь на ранней стадии инициации больших энергопроектов в Азербайджане. С другой стороны, в энергопроектах на азербайджанском шельфе много работает американских компаний, но от этого Азербайджан же не стал проамериканским. Или еще один пример – в "Шахденизе" присутствует иранская компания. Это же не означает, что какая-то ветка газопровода обязательно должна уходить в Иран.

- Есть ли шансы реализовать проект Транскаспийского газопровода?

- Я слежу за тем, что пишут западные, российские и другие СМИ по этой проблеме и нахожу порой удивительные и даже смешные вещи. Скажем, уверенно утверждается, что протяженность трубы будет равна 300 километрам. В расчет берется прямая линия между Баку и туркменским Туркменбаши (бывший Красноводск), составляющая 298 км. По таким выкладкам трубопровод должен строиться по прямой линии как мостик. А в реальности это может быть даже 400-450 км, потому что рельеф шельфа на этом участке испещрен грязевыми вулканами и технологически будет необходимо их обходить, отсюда и увеличение длины и технологических расходов. Если уходить на юг по Каспию, то там уже глубоко. Кроме того рассуждения порой делаются из воздуха, ведь никто не осуществлял предварительного инжиниринга потенциальной трассы трубы, не создавали ТО, никто не подсчитывал в деталях важные финансовые аспекты проекта. Кто может лишь гипотетически предполагать технологическую цепочку от добычи, закачки и транспортировки в Азербайджан. Но никто не думает над тем как этот газ дойдет, например, до Турции, пересечет границу Евросоюза. На пути реализации существует очень много проблем, необходимо вести переговоры о транзите туркменского газа сов всеми транзитерами. Нынешние переговоры Азербайджана и Турции ведутся исключительно в отношении азербайджанского газа и не могут быть распространены на туркменское топливо. Я считаю, что Транскаспийский трубопровод очень долгий процесс, и здесь не может случиться так, что сегодня объявили, а завтра в систему начали закачивать газ.
14835 просмотров