Эльчин Муса оглу родился в 1966 году в Баку. Учился в Государственном университете культуры искусства, потом в мастерской Марка Захарова. Вернувшись в Баку, снял дебютный фильм – миниатюру «Лейли и Меджнун» по одноименному произведению Низами. С 1994 года работал на азербайджанском телевидении, снял более пятидесяти документальных и короткометражных фильмов. В 2007 году снял первый полнометражный художественный фильм «Сороковая дверь»
- Вы сценарист, режиссер и продюсер. Какая из этих профессий вам больше по душе?
- Профессия режиссера. Пишу сценарии, потому что практически никто этого не делает. Я сценарист поневоле.
- В 2007 году вы сняли «Сороковую дверь». У нее была какая-то триумфальная фестивальная судьба…
- В 2004 году в Тбилиси проходил конкурс сценариев южнокавказких республик. На этом конкурсе наш сценарий получил гранд швейцарского агентства «Фокал». Но долгое время не получалось договориться с нашим Министерством культуры и туризма о выделении дополнительных средств на производство фильма. Лишь в 2007 году при поддержке Минкульта и «Фокала» мы сняли фильм. Его фестивальная жизнь сложилась удачно. Мы были участниками 30 международных фестивалей, получили 11 основных призов. Наше фестивальное турне началось с Карловых Вар, мы участвовали в фестивале Московская премьера, получили несколько наград в США. На 42-ом международном хьюстонском кинофестивале в номинации «Лучший иностранный фильм» "Сороковая дверь" была удостоена награды Gold Remi Award Foreign, на Тибронском кинофестивале - Federico Fellini award. На кинофестивале New York Eurasian Film Festival мы получили награду за лучший киносценарий. На VI международном кинофестивале EURASIA в Алма-Ате удостоились награды жюри NETPAC (Сеть развития и пропаганды фильмов Азии). В этом году «Сороковая дверь» была номинирована на «Нике» как лучший фильм стран СНГ и Балтики.
- Как возникла идея «Сороковой двери»?
- Я долго работал в документальном кино и делал много фильмов про детей. Однажды я снимал фильм «Песчинка» про детскую колонию. Анри Мишо писал, как взял одну песчинку, и обвалился весь берег. Мы взяли это за основу и сняли фильм про детскую тюрьму. Во время съемок беседовали с детьми - 150 человек рассказали свои истории. Потом я сделал несколько фильмов про детей–беженцев из Карабаха. Прообразы «Сороковой двери» взял из всех этих фильмов. Прообраз главного героя – мальчика по имени Али я встретил случайно, он мыл машины и рассказал мне свою историю. Сюжет фильма охватывает начало 1990-х. Это история мальчика, отца которого убили в Москве, где он был гастарбайтером. Мальчик остается с матерью, и возникает вопрос, как выжить. В 14 лет Али начинает зарабатывать на хлеб. Его ровесники-рэкетиры, которые работают на улице, предлагают мальчику платить дань, а когда тот отказывается, разгорается конфликт. Потом у Али появляется мечта - стать музыкантом…
- Расшифруйте символику названия «Сороковая дверь».
- В азербайджанских сказках есть такое понятие. Герой, чтобы освободить возлюбленную, сражается с дивом, убивает его, заходит во дворец дива, начинает открывать двери и выпускать пленников. Это принцессы из разных стран, звери, растения. Он открывает 39 дверей, а последнюю открыть не получается. За той дверью находится судьба человека, которую нельзя предугадать. Там может находиться и счастье, и несчастье. И герой нашего фильма не знает, что его ждет за сороковой дверью. Это дверь выбора. По-моему, сама жизнь и есть выбор. Всем в жизни когда-то приходится делать выбор, но наш герой должен сделать его в 14 лет.
- Герой фильма делает правильный выбор?
- В этом фильме да. Сегодня он никого не убил, хотя мог и хотел. Но я не знаю, что будет завтра.
- Думайте снять продолжение?
- Мне многие на фестивалях предлагали снять продолжение, но я не думаю об этом. Вообще не люблю продолжения в кино, недосказанность всегда интереснее.
- В чем изюминка фильма, почему жюри были к вам благосклонны?
- Многие призы были за человечность - так и было написано в дипломах. В фильме были такие эпизоды - герою трудно, но он помогает слепому мальчику. Думаю, мы смогли рассказать предельно простую и искреннюю историю. Это реалии нашей жизни, а людям больше нравятся реальные истории.
- Во время съемок вам самому приходилось открывать какие-то «двери»?
- Да. У нас был маленький бюджет, всего 220 тысяч долларов. Для кино это смешная сумма. Я собрал съемочную группу и сказал: «Ребята у нас есть столько-то денег, и мы должны снять фильм». Здорово помогли друзья – это было важнее всего. И ребята из Ирана тоже помогли, вся техника была из Ирана, звук монтировался в Иране, лаборатория тоже была в Иране. Главный оператор и один из монтажеров были из Ирана, хотя по национальности - азербайджанцы.
- А актеры?
- Я люблю работать с непрофессионалами. Они играют самих себя, просто надо дать им правильное направление. Самое интересное было с мальчиком – главным героем. Его везде тепло принимают. На фестивале в Германии спрашивали, в какой актерской школе он учится, но когда узнали, что он не актер и это его дебютный фильм, очень удивились. Мы долго не могли подобрать актера на главную рол, но однажды ко мне пришел мальчик и сказал: « Я прочел объявление, что вы искали актера». Как только я его увидел, сказал: «Это он!» На самом деле очень талантливый мальчик нам попался, а я ему помогал играть самого себя.
- Какие фильмы нужны сегодня азербайджанскому зрителю?
- Нужны фильмы, которые рассказывают о нашей жизни, о наших проблемах, но главное, чтобы эти фильмы были честными. Люди сразу чувствуют ложь. Человек искусства должен быть правдивым. Сам сценарий должен быть честным.
- Почему так редко на больших экранах появляются новые азербайджанские фильмы?
- Долго самой большой проблемой была финансовая. После 1992 года многие творческие люди отошли от кино. До 2001 года в Азербайджане практически ничего не снималось, сама киностудия была в плохом состоянии. Исчезли осветители, декораторы, костюмеры. Теперь, когда отрасль возрождается, самая главная проблема кадровая. Но сейчас молодые люди хотят снимать фильмы. Киностудия уже задумывается о покупке кинотехники. Пока техника арендуется в России, Иране. Но главное - у нас есть молодые, которые хотят снимать кино.
- Какую роль играет кинематограф в формировании современного общества?
- Сегодня мало у кого есть время для чтения. Я сам давно не перечитывал Толстого, Достоевского. Успеваю читать только маленькие рассказы, новеллы. Ритм жизни изменился, и сегодня на дворе век кино. Оно должно играть большую роль в обществе, чтобы люди могли видеть, а потом делать добро. Но можно делать фильм, который послужит злу. В США подростки смотрят боевики, потом берут у отца ружье, садятся в машину и начинают стрелять по машинам, по прохожим. А представьте, человек посмотрел добрый фильм и подумал о соседе, о близком человеке, о тех, кому нужна помощь. Кино должно служить красоте, добру и человечности.
- Можно сделать в Азербайджане кассовый фильм?
- Очень сложно. Сейчас фильмы не окупаются даже во Франции, России. Мы еще долго не сможем снимать блокбастеры, да они нам и не нужны. Кино сегодня - дело чести каждого государства. Я заметил, что теория пассионарности Льва Гумилева работает и в кино, когда страсть к нему зарождается, проходит свой пик, а потом идет на спад. Я долго работал в Иране и наблюдал там этот процесс. Сегодня иранское кино постепенно идет на спад, зато всплеск пассионарности наблюдается в турецком кино. Думаю, в каждой стране должен быть национальный кинематограф. У Азербайджана богатая история и культура, у нас обязательно должно быть свое кино.