Вестник Кавказа

Геополитические результаты пятидневной войны невелики

Балтийское Информационное агентство
Еще в первую годовщину августовских событий в Южной Осетии российские политики отмечали, что военное вмешательство Москвы в конфликт стало мощным фактором усиления геополитического влияния России в Кавказском регионе. Эксперты, опрошенные «БалтИнфо», расходятся во мнениях, можно ли утверждать это сегодня, но единогласно допускают возможность вхождения Южной Осетии в состав России — в обозримом будущем. В тот момент отстаивание независимости маленькой республики было для России делом принципиальным, но вот сумела ли Москва извлечь из этого максимум пользы — большой вопрос.

По мнению эксперта-аналитика Института национальной стратегии Владимира Горюнова, само решение о защите Южной Осетии было и серьезным, и нужным шагом, но Россия недостаточно эффективно воспользовалась плодами военной победы в «пятидневной войне». «Конечно, если бы мы не признали Южную Осетию, это послужило бы мощнейшей дестабилизации в том регионе. Тем не менее своим партнерам по мировой арене Россия, возможно, недостаточно четко доказала нужность и важность признания», - отметил Горюнов. Эксперт убежден, что у такой «недодавленности» есть как минимум, две причины: первая — наличие в Кремле людей, которые и по сей день являются противниками опеки над Южной Осетией. Вторая причина — чисто коммерческая, которая демонстрирует, насколько Россия поскупилась «в приобретении» союзников. В том, что, например, Белоруссия не признала Южную Осетию, нет «злой батькиной воли», как поспешили объявить, - считает Горюнов. - Белоруссии нужен транш МВФ, ей нужен газ, а Россия явно не спешит оплачивать поднятие своего геополитического статуса такими способами. Между тем, пример США показателен — они тратят колоссальные деньги, с умом вкладывая их в союзников».

Главный редактор портала «Вестник Кавказа» Алексей Власов, напротив, склонен считать, что дело не в «скупости» российской стороны, а в «многовекторной политике ее союзников», которая не позволяет безоговорочно признать победу на Кавказе за Россией. «В ближайшем будущем массового признания Южной Осетии и не произойдет. Во-первых, она абсолютно несамостоятельна как государство, во-вторых, признают ее только южноамериканские государства, которые таким образом вставляют очередную политическую шпильку своему великодержавному соседу (США, — прим. «БалтИнфо»). Таким образом, легитимизация Южной Осетии на международной арене — вопрос политического лавирования и борьбы, а не самоцель», - поясняет Власов. По мнению политолога, геополитические результаты августовской войны, в общем-то, не слишком велики: Турция теперь стремится теснее сотрудничать с Россией, Грузия оказалась в изоляции. Но в целом, сенсационного прорыва не получилось — не те времена. «В эпоху холодной войны борьба за Южную Осетию действительно стала бы кульминацией. В нынешние времена это всего лишь крупный политический ход, удачный тактически, но непонятный стратегически», - отметил Власов.

Публицист и телеведущий Михаил Леонтьев добавляет, что неумение извлечь политическую выгоду из военной победы объясняется абсолютным отсутствием внятной стратегии Москвы на постсоветском пространстве. По его мнению, в этом кроется и основная причина начала августовской войны: России до конца не верили ни друзья, ни противники. Не верили в то, что она сможет отстоять данные когда-то обещания и действительно защитить Абхазию и Южную Осетию. «Если коротко, то, безусловно, да — Россия от августовской кампании выиграла. Если длиннее, то одержанную победу иначе как первым местом в политической параолимпиаде не назовешь. Да, мы самоотверженно сражались. Но как инвалиды с инвалидами, а не полноценные спортсмены», - говорит Леонтьев. «Что касается возможности будущего вхождения Южной Осетии в состав России, то эту версию никогда нельзя сбрасывать со счетов. Тут вопрос только в одном — готовы ли мы идти своей дорогой или оглядываться на хозяев мира и делать так, как говорят они», - отметил Леонтьев.

Не сбрасывает со счетов эту возможность и Алексей Власов. Несмотря на то, что партнеры России даже из числа стран СНГ предпочитают оглядываться на Запад в принятии внешнеполитических решений, наша страна может серьезно подумать о вхождении Южной Осетии в ее состав. «Вся проблема заключается в том, что тогда будет скорее права грузинская пропаганда, с самого начала кричавшая о том, что Россия просто занимается отъемом территорий. И естественно, для международного сообщества проведение всенародного осетинского референдума доказательством обратного не будет», - сказал Власов.

В свою очередь, Владимир Горюнов уверен, что чем дальше, тем глубже Южная Осетия будет втягиваться в орбиту политического и экономического влияния России, и со временем эти тесные взаимоотношения могут быть просто оформлены соответствующим юридическим образом. «В этой связи показателен проект «кремлевского менеджера» Вадима Бровцева, который чуть более года занимает свой пост (главы правительства Южной Осетии, - прим. «БалтИнфо»). В его назначении не было никаких политических мотивов, лишь тихая трехсторонняя договоренность Кремля, Владикавказа и Цхинвала. В данном случае геополитический фактор отступил на второй план», - отметил Горюнов.

Добавим, что совсем иной сценарий развития событий эксперты прогнозируют для Абхазии. По словам Алексея Власова, эта республика независима не только политически, но и экономически. Она гораздо более устойчива, чем Южная Осетия, и не требует столь обширных денежных вливаний.
16560 просмотров

Видео

Все видео


реклама



Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.