Вестник Кавказа

Коррупция создает нишу для терроризма

Муса Мусаев, Дагестан
В широких общественных кругах и в структурах власти Дагестана обсуждают послание президента республики Народному собранию. Обсуждают не только по указанию начальства, но и потому, что этот политический документ принципиально отличается от предыдущих посланий. Нынешнее - более широкоформатное, оно адресовано всему дагестанскому обществу, а не отдельной ее части.

Магомедсалам Магомедов в отличие от своих предшественников не скрывает, а вскрывает существующие в республике проблемы. Президент бьет тревогу (и это призвано стать сигналом для праздной бюрократии) - республика находится у критической черты. Многообразный, мультикультурный, толерантный Дагестан сейчас практически разделился на два лагеря, пропаганда и контрпропаганда звучат все жестче, а противоборствующие силы становятся все воинственнее. Проблема в радикализации, недовольстве, непримиримости и озлобленности большей части молодежи. Смыслом послания стало примирение и модернизация. Магомедов призвал сформировать ценности и правила, приемлемые для всех.

В бытность президентом Дагестана Муху Алиев рапортовал: «За отчетный период уничтожено 150 бандитов». Но можно ли их назвать бандитами, никто сказать не может до сих пор - боевики были убиты без суда. Новый президент Магомедов высказал совершенно другую точку зрения: «Число ликвидированных боевиков не может быть показателем успеха. Нам важно вернуть людей обществу, дать им возможность действовать в рамках правового поля. Мы готовы говорить и работать с теми, кто согласен сложить оружие и перейти к мирной жизни. Призываю даже тех, кто не согласен с нами, вступить в диалог и отказаться от насилия как способа решения проблем».

В оценке ситуации Магомедов был объективен. По его словам, органам власти так и не удалось решить самые острые проблемы, динамика экономических показателей не обеспечила качество жизни. «Дагестан не стал регионом, безопасным для жизни и благоприятным для бизнеса. Общество устало от ожидания перемен», - признал глава республики, отметив, что ситуация усугубляется продолжающейся активностью террористов, которые совершенствуют тактику вооруженной борьбы, распространяют экстремистскую идеологию в вузах, школах, медресе и мечетях. Это свидетельствует о том, что инфраструктура воспроизводства терроризма не ликвидирована. От представителей власти глава республики потребовал упреждающих мер по ликвидации источников, подпитывающих терроризм. Но, как отметил Магомедов, многие чиновники работают формально и не осознают существующей угрозы, а некоторые занимаются противоправной деятельностью. «Если человек, облеченный властью, обязанный стоять на страже закона, берет взятки, «крышует» криминал, «отжимает» бизнес, пользуется своим служебным положением, чтобы уйти от ответственности, то его действия наносят не меньший урон, чем взрывы и пули террористов…», - заявил Магомедов, назвав коррумпированных чиновников «пособниками преступников и террористов».

Вторым приоритетом послания стала модернизация – «не только техническое перевооружение, но и принципиально иное качество жизни, изменение общественных институтов, культуры». Началом модернизации, по мнению Магомедова, должно стать активное участие республики в разработке и реализации Стратегии социально-экономического развития СКФО.

Большое место в послании уделено реформе социальной сферы. Задача повышения качества жизни, инвестирование в образование, здоровье, культуру, досуг - один из путей решения проблемы экстремизма. При решении этих проблем террористы будут лишены социальной поддержки и социальной базы. Сейчас все больше людей выбирают религиозный образ жизни и религиозное или псевдорелигиозное образование, потому что нет светского, а экстремистские идеи внедряются именно в религиозную среду. Молодые люди становятся приверженцами разных течений, которое проповедуется в Пакистане, в Афганистане, Сирии, и т.д., не потому что эти течения им близки по духу, а потому что нет выбора. Светская жизнь деморализована, а светского образования практически нет или оно низкого качества. Многие дагестанцы оканчивают школу и вуз, научившись всего лишь читать и писать. Беда еще и в том, что за это образование они платят баснословные деньги. Устроить ребенка в школу стоит около 30 тыс. рублей, а еще нужно оказать спонсорскую помощь школе от 10 тыс. и доплачивать за то, чтобы ребенка отдали тому учителю, который хоть чему-то научит. Иначе ребенка не возьмут в школу, с мотивировкой - нет мест. Чиновники не заинтересованы в том, чтобы в республике строились новые школы - нехватка мест остается основанием для вымогательства взяток, хотя по уровню доходов на душу населения республика находится в последнем десятке среди регионов России. В религиозных образовательных учреждениях несколько иная картина - там (особенно детей из бедных семей) учат бесплатно, на безвозмездной основе тысячи дагестанцев учились и учатся и в вузах Ближнего Востока. Большинство боевиков - дети из бедных, неблагополучных семей, у которых не было выбора.
15690 просмотров