Вестник Кавказа

Мыза по-кавказски. Армяне -3

Ольга Лиллипуу, Таллин

Продолжение. Начало см. в материалах
http://vestikavkaza.ru/articles/kultura/history/18146.html
http://vestikavkaza.ru/articles/kultura/history/18085.html
http://www.vestikavkaza.ru/articles/kultura/history/17869.html, http://www.vestikavkaza.ru/articles/kultura/history/17748.html и http://www.vestikavkaza.ru/articles/kultura/history/17336.html

Председатель правления Армянского национального союза Эстонии Артём Давидянц продолжает рассказ о жизни армян в Таллине.

На сегодняшний день в Эстонии функционирует несколько армянских обществ - Армянский национальный союз Эстонии, Национальное объединение армян Южной Эстонии, Таллинское армянское национальное общество, армянское культурно-спортивное общество «Наири», Союз армянской молодежи Эстонии, эстонско-армянское национальное общество «Киликия», культурное общество «Арарат», этнический музыкальный ансамбль «Атлас», Совет общины Армянской Апостольской церкви Григория Просветителя в Эстонии.

Собственно говоря, в названии многих обществ заложена их направленность. Это культура, музыка, образование, спорт, работа с молодежью, со старшим поколением. И, конечно, церковь. Наша церковная община является полноправным участником Совета Церквей Эстонии практически с самого начала его создание (www.ekn.ee). Однако в крупнейших мероприятиях, имеющих обще национальное или общегосударственное звучания, общества объединяют свои усилия.

Не являясь политическими по своему содержанию и деятельности, армянские общества имеют контакты, когда это необходимо, с основными политическими силами Эстонии. Хорошие связи у организаций с муниципальными, общегосударственными структурами, с неправительственными организациями и фондами. Особо тесные отношения у общины с Фондом интеграции, Министерством просвещения и Министерством культуры. Активны отношения с соответствующими министерствами Армении и посольством Армении в Эстонии. Нас в наших проектах поддерживают. Я не говорю уже об особых отношениях с Армянской Апостольской церковью. Обычно, мы разрабатываем проект и уже на стадии его реализации обращаемся в орган, который может нам оказать содействие. Однако основную финансовую помощь нам оказывают в рамках интеграционных проектов Фонда интеграции Эстонии. Каждый проект также поддерживается членами общины. Мы не паразитируем на государственных средствах. Скажем, Министерство просвещения поддерживает школу, Фонд интеграции, например, осуществляет базовое финансирование Союза армян Эстонии и поддержал в разное время различные проекты, в том числе фестиваль армянской культуры, дни Арама Хачатуряна и прочие другие (www.meis.ee).

Невозможно жить в обществе и не испытывать влияния другого этноса, его традиций, стиля жизни, уклада. Здесь есть два выхода – внутренняя изоляция (не учу, не хочу, не знаю) и интеграция. Если семья желает будущего своему чаду, то она сама уже должна позаботиться о его интеграции в общество. И это уже открывает другие перспективы. Конечно, твои дети уже не будут идентичны в своем национальном «почерке» своим сверстникам с этнической Родины, но этот процесс происходит и сам по себе. Думаю, прожив энное количество лет за пределами своей этнической Родины, большинство постепенное теряет что-то. Это естественный процесс. В противном случае, не надо уезжать.

Консервативнее всего оказываются некоторые элементы семейной жизни и, конечно, кухня. Сейчас в Эстонии очень популярны и продаются в каждом магазине лаваш, армянский сыр нескольких сортов, продаются восточные сладости. В их производстве участвуют уже отнюдь не только выходцы с Кавказа. Хлеб, например, масштабно печет финский концерн Father, расположенный в Таллине. А полуфабрикаты шашлыка вы найдете в любом торговом центре. Правда, появились и такие, которые, в принципе, и шашлыком трудно назвать. Но это уже изыски местных кулинаров торговых центров. Приятно знать, что уже с давних времен армянский коньяк объединил вкусы армян и эстонцев. Так что элементы своей культуры мы-таки «навязали».

Вот к чему трудно привыкнуть и по прошествии многих лет, так это к длинной и темной зиме. Но, что же делать? Это мой выбор, жить здесь. Сам я женился на эстонке 36 лет назад, живу в Таллине 34 года, имею трех дочерей и сына, дочери уже кормят сами себя, если так можно выразиться. Старшая - документалист и журналист, средняя – дизайнер, младшая – журналист и музыкант. Сын пока учится, утверждает, что музыке. Во всяком случае, играет в ансамбле сестры. Говорят, со своим уставом в чужой монастырь не суются. Если вы решили жить где-то за пределами этнической Родины, то тысячу раз взвесьте все за и против. Это не смена адреса, это, в любом случае, некоторая смена идентификации. Если не вашей, то ваших детей, если не детей, то внуков. В принципе, мышление Европы и менталитет эстонской жизни дают широкий простор для выбора.

Помню, этим вечером, уже дома, я перелистовала книгу о монархических династиях Европы. Желание увидеть портреты королей, давным-давно почивших в бозе, было не случайным – мне хотелось внимательнее посмотреть в лицо только одному - королю Швеции Густаву II Адольфу. Знал ли он, когда в 1632 году на землях Ливонии основывал Академию Густавиана (Тартуский университет), что через несколько столетий благодаря этому святилищу науки соединятся судьбы кавказских народов и Эстонии?

20895 просмотров
* - запрещенная в России террористическая группировка

Видео

Все видео


реклама



Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.