Вестник Кавказа

Пасхальное возобновление

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Общность религии позволяет России и Грузии демонстрировать, что несмотря на трагедию 2008 года, между двумя православными странами сожжены не все мосты. В первой половине апреля авиакомпания «Аирзена–грузинские авиалинии» выполнит несколько чартерных рейсов по маршруту Тбилиси-Москва-Тбилиси. Минтранс РФ откликнулся на просьбу авиакомпании и разрешил шесть рейсов (1,2,3,10 12 и 14 апреля) в связи с пасхальными праздниками.

После пятидневной войны «Аирзена» уже два раза получала разрешение на выполнение чартерных рейсов - в рождественские дни 2009 и 2010 годов. Каждый раз это происходило по просьбе патриархов двух стран, а политические соображения отступали на второй план перед авторитетом глав церкви. Как известно, Россия прекратила все виды транспортного сообщения с Грузией в 2006 году после истории с арестом в Тбилиси и Батуми четырех российских офицеров по обвинению в шпионаже. Весной 2008 года, после встречи президентов Путина и Саакашвили забрезжила слабая надежда на потепление отношений. По крайней мере, Россия и Грузия сумели тогда договориться именно по этой позиции - авиасообщение возобновилось, а рейсы из Тбилиси в Москву и Санкт-Петербург выполнялись регулярно. Но для сотен тысяч грузин, живущих в России, возможность напрямую летать на историческую родину оказалось кратковременной – уже 9 августа 2008 года, на другой день после начала войны, Россия запретила полеты. Сначала по понятным соображениям безопасности (в дни войны семь военных самолетов были сбиты тепловыми ракетами, которые не умеют различать бомбардировщики и гражданские лайнеры), однако с окончанием войны и наступлением хрупкого мира мирные самолеты так и не полетели.

Воздушный тупик

Переговоры о возобновлении регулярного авиасообщения зашли в тупик. Москва настаивает на том, что Грузия обязана покрыть задолженность перед российскими аэронавигационными службами грузинских частных авиакомпаний, обанкротившихся еще в 1990-е. Требование, казалось бы, вполне легитимное, но до 2006 года (то есть до скандальной истории с «шпионами») об этой задолженности никто не вспоминал. Кроме того, как заявила ВК руководитель пресс-центра «Аирзены», Нино Гиоргобиани, «у компании нет никакой задолженности перед Россией, мы исправно выплачиваем все, что необходимо платить соответствующим службам». Госпожа Гиоргобиани подчеркнула: «Нынешнее решение о выполнении шести чартерных рейсов не связано с властями Грузии или активностью каких бы то не было политических сил». Нетрудно понять, что пассаж об «активности политических сил» касается бывшего премьера Зураба Ногаидели, заявившего после недавнего визита в Москву, что именно он смог договориться с Владимиром Путиным о возобновлении авиационного сообщения. При этом бывший премьер говорил не о чартерных рейсах, а о регулярном авиасообщении, возобновлению которого мешают политические проблемы. Москва настаивает на том, чтобы грузинское правительство, во-первых, обратилось к России с официальной просьбой, а, во-вторых, покрыла вышеупомянутую задолженность.

Власти Грузии, похоже, решили в этих вопросах занять бескомпромиссную позицию. «Дело не только в элементарном самолюбии, - сказал в интервью ВК вице-спикер парламента Михаил Мачавариани. – Не Грузия прекратила полеты, а Россия. Почему же мы их должны упрашивать? Но что еще более существенно, Москва планируют осуществлять рейсы в Сухуми без согласования с руководством Грузии и наша просьба об авиасообщении может быть демагогически истолковано как примирение с существующим положением вещей».

Метод Сталина

Словом, в отличие от сухопутного сообщения (1 марта заработал КПП на военно-грузинской дороге), проблема авиарейсов по-прежнему остается нерешенной. Михаил Мачавариани в беседе с корреспондентом ВК объясняет это так: «Открыв КПП «Верхний Ларс» Россия и Грузия взаимно признали границу на этом участке. А параллельно рейсу Тбилиси – Москва не может быть международного рейса Москва – Сухуми. Тем самым, мы подпишемся под разделом воздушного пространства нашей страны». То есть в Тбилиси не против авиарейсов, но только если они возобновятся по соглашению между частной компанией и соответствующими службами России. Однако направлять официальную просьбу об этом грузинские власти категорически не хотят. «Россия прекратила полеты в одностороннем порядке. Вот пусть в одностороннем порядке и восстанавливает», - заметил ВК депутат от правящей партии «Единое национальное движение» Шота Малашхия.

К счастью, в условиях, когда две соседние страны не могут разрешить межгосударственные противоречия, существуют две церкви-сестры, между которыми нет никаких канонических противоречий. 25 марта - в день когда в Грузии отмечали 20-ю годовщину признания автокефалии ГПЦ Вселенским Патриархом - католикос-патриарх Всея Грузии Илья II напомнил в проповеди, что Российская православная церковь признала автокефалию ГПЦ (восстановленную в 1918 году после 107 летнего перерыва) еще в 1943 году. Впрочем, патриарх не преминул заметить, что это произошло после вмешательства Иосифа Джугашвили. По словам светлейшего, «Сталин пригласил тогдашних иерархов Русской православной церкви и спросил, до каких пор они не будут признавать грузинскую церковь? После этого разговора вопрос решился».
14100 просмотров

Видео

Все видео


реклама



Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.