Начало года в Грузии ознаменовалось резким падением курса национальной валюты – лари. Если еще в декабре за доллар давали 1,66 лари, то к концу месяца доллар можно было купить уже 1,74 лари. Казалось бы, падение не столь значительное, как в некоторых других странах. Однако обращает на себя внимание три важных момента.
Во-первых, столь резкого колебания курса национальной валюты в стране не было со времен «революции роз» 2003 года. Причем тогда, лари, наоборот, быстро «потяжелел», то есть укрепился до уровня 1,65 за доллар (с уровня два лари за один доллар).
Во-вторых, столь резкого падения не произошло даже во время августовской войны, когда естественная паника должна была бы повлиять на настроения вкладчиков.
И, наконец, резкое удешевление грузинской валюты по отношению к доллару произошло в момент, когда сам доллар еле удерживает позиции по сравнению с другими мировыми валютами.
Совокупность трех факторов позволяет экспертам заключить, что «железобетонный курс лари» в течение последних пяти лет был обусловлен не экономическими, а политическими и административными факторами. «Национальный банк Грузии казалось бы уже несколько лет не осуществляет валютных интервенций для поддержания курса лари, - сказал ВК эксперт-экономист Георгий Хухашвили. – Однако, на самом деле, Национальный банк и власти разными административными способами заставляли коммерческие банки удерживать курс лари. Сейчас давление ослабло, и лари сразу пустился в свободное плавание».
В Ассоциации молодых финансистов и бизнесменов» Грузии ВК заявили, что не исключают коррупционной составляющей в процессе ослабления национальной валюты. «Дело в том, что грузинская экономика в основном зависит от импорта. В первую очередь, импорта энергоносителей. В этих условиях даже незначительное колебание курса означает серьезные прибыли для тех, кто заранее договорился об ослаблении или укреплении национальной валюты», - поделился своим мнением с ВК эксперт ассоциации Мамука Тугуши. Он не исключил, что «речь может идти даже об одной единственной крупной сделке, предусматривающей «срыв» серьезного куша, после чего обе стороны сделки «залягут на дно», уедут за границу и вообще забудут о Грузии».
Что касается простых граждан, им остается лишь печально смотреть на вывески обменных пунктов и бензозаправочных станций, меняющихся с одинаковой быстротой. Каждый житель Грузии, даже тот, кто никогда сам не садился за руль автомобиля, скажет (основываясь на простой житейской мудрости и жизненном опыте): «Когда падает лари, дорожает бензин, а когда дорожает бензин, дорожает все». Ученые, владеющие предметом, говорят по-другому, но не менее точно: «Инфляция – это налог на бедных».
Налог на бедных в Грузии
Георгий Калатозишвили, Тбилиси
19605 просмотров