Вестник Кавказа

Ахтамар -

Тигран Манасян
Ахтамар -
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
1 января 2010 года после долгой и серьезной рекламной кампании вышел на экраны первый короткометражный фильм, знакомящий зрителей (в особенности, любителей армянского коньяка) с историей и легендами армянского народа. Именно они легли в основу многих названий этого напитка, выпускаемого Ереванским коньячным заводом. За более чем 120-летнюю историю завод находился в частных руках, в ведении государства, а сегодня его хозяин - француз Перно Рикар. Новый владелец сумел поднять репутацию завода на мировой уровень, придать производству напитка, бывшего неизменным «гостем» на праздничном столе советских гражданин, современный динамизм.

Это просматривается и в подходе к производству короткометражных фильмов. Дебютной стала древняя легенда об острове Ахтамар. В съемках были задействованы как армянские, так и иностранные специалисты кинобизнеса. Режиссеры фильма братья Пол и Людвиг Шаммасяны - кинематографисты из Лондона, лауреаты премии "Молодые режиссеры года" на фестивале "Каннские львы". Саундтрек был заказан Стиву Хилтону - автору музыки к фильмам "Квант милосердия", "Умри, но не сейчас" из серии о Джеймсе Бонде, "Тринадцать друзей Оушена". Афиши делал Ирвин Олаф – автор фотоцикла "Королевская кровь" и лауреат "Серебряного каннского льва". Благодаря его работе фильм приобрел впечатляющие и отвечающие современным представлениям постеры, плакаты и афиши, на которых можно увидеть и героев, и гору Арарат, и озеро Ахтамар, и христианский монастырь Хор Вирап. Последний, кстати, имеет мало общего со временем возникновения притчи, зато красочно дополняет деталировку и косвенно создает общий образ армянской культуры.

Особое освещение Араратской долины и операторская работа придают особый вкус началу фильма. Это как первый глоток коньяка, раскрывающий благородство вкусового букета. Дальше зритель имеет возможность наслаждаться всей красотой режиссерской задумки, в которой, однако, преобладают черты западного киноискусства.

В главной роли снялся легендарный актер советского кино Армен Джигарханян. Он идеально вписавшийся в свою роль одинокого, наученного нелегкой жизнью человека, более 30 лет работающего таксистом. При первом взгляде на его персонаж проникаешься глубоким доверием к мудрому и доброму человеку.

Один из обычных рабочих вечеров таксиста. Он подвозит в город из аэропорта молодого человека, который прилетел из Москвы в Ереван встретиться со своей любимой. Однако лицо влюбленного не излучает радости. Он в смятении, и старик это чувствует. Хотя молодой человек опаздывает на свидание, водитель останавливает машину и рассказывает легенду о легендарной принцессе Тамар, которая влюбилась в простолюдина и не могла быть с ним. Дочь армянского царя Арташеса, отвергшая многих царей и князей, была заточена на большом острове посреди озера Ван, в Золотом дворце. На этом острове и проходили тайные встречи влюбленных. Однажды ночью юноша плыл на огонь, который Тамар держала в руках. Но разыгралась страшная буря, погасившая огонь. Потеряв ориентир, молодой человек тонет с именем любимой на устах. Так заканчивается притча, рассказанная мудрым таксистом, однако ключевыми словами для молодого героя, размышляющего о своем выборе, становятся слова: "Всегда слушай свое сердце!"

В последних кадрах фильма мы видим старого мудреца, одиноко сидящего в своей машине с черно-белой фотографией в руках. В судьбе этого человека тоже была возлюбленная, однако ей не суждено было быть рядом с героем. Возможно, отсюда и его желание помочь молодому человеку разобраться в своих чувствах, ведь нет ничего обиднее и страшнее поражения, сотворенного собственными руками. Но на самом деле, его любовь шире и выше, она обращена к людям, с которыми ему ежедневно приходится сталкиваться…

"Ахтамар" найдет свое идеологическое продолжение в других короткометражках. На очереди такие известные народные сказания, как предание о создании царства Хайастан (Армении), легенды об Ара Прекрасном и о щедром царе Санатруке. Еще не известно, какая из многочисленных армянских легенд будет экранизирована следующей, но очевидно, что выбранный коньячным заводом путь не только интересный и поучительный, но и красивый, а создавать прекрасное, как говорили наши древние предки, значит творить вечное.
27430 просмотров