Незадолго до нового года премьер-министр Грузии Ника Гилаури заявил, что «2009-й был для страны очень сложным». При этом глава правительства тут же назвал основную (по его мнению) причину сложностей: «В прошедшем году весь мир оказался в пучине тяжелейшего кризиса». Тем не менее по его словам «Грузия начала выход из кризиса в четвертом квартале, и если в первой четверти года рост экономики составил минус 5%, во втором – минус 10%, в третьем – минус 1,2%, то оживление экономики к концу года позволило остановить падение на уровне минус 4%». По мнению грузинских властей, это неплохой показатель, если сравнить его с другими экономиками.
Политическую оценку экономической динамике дал президент Саакашвили. Глава государства назвал «чудом» тот факт, что грузинская экономика вообще не обрушилась, несмотря на совпадение трех катастрофических факторов: мирового финансового кризиса, войны с Россией и многомесячных выступлений оппозиции, «парализовавших жизнь в стране и отпугнувших инвесторов».
Однако бывший министр экономики Ладо Папава сказал ВК, что на самом деле никакого «чуда» не было, а грузинская экономика выжила во многом благодаря западной помощи в размере 4,5 млрд долларов (больше годового бюджета), которые получила после событий вокруг Южной Осетии.
По мнению независимых экспертов, экономический кризис в Грузии носит долгосрочный характер. «Фундаментальный характер для грузинской экономики имеет проблема отсутствия собственных энергоносителей, закрытие российского рынка и неразвитость производства товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, - отметил в беседе с ВК эксперт-экономист Нугзар Махаури. – Да, банки не обанкротились, но они практически перестали выдавать кредиты, считающиеся кислородом для любой экономики. Западная помощь уже истрачена на ликвидацию последствий войны, а что будет завтра или через год никто твердо сказать не сможет. Кризис в Грузии больше связан с внутренними причинами, чем с глобальными проблемами. Наша экономика недостаточно развита, чтобы слишком болезненно реагировать на мировые тенденции». По словам Махаури, «единственный путь спасения грузинской экономики – дальнейшая либерализация, сокращение налогов и создание благоприятной инвестиционной среды. Другого пути нет, поскольку ясно, что российский рынок Грузия не сможет вернуть, не утратив суверенитет. То есть Москва подталкивает грузинские власти к продолжению болезненных реформ».
Год «тощих коров» в Грузии
Георгий Калатозишвили, Тбилиси
59570 просмотров