Вестник Кавказа

Турция способна помочь установлению прочного мира после договоренностей по Карабаху

Just Security
Турция способна помочь установлению прочного мира после договоренностей по Карабаху
© Фото: Сайт президента Турции

В то время как мир следил за ходом президентских выборов в США, Россия достигла почти невозможного, договорившись о прекращении боевых действий между Азербайджаном и Арменией. Об этом рассуждают старший научный сотрудник Центра по США и Европе Брукингского института Кемаль Кириши и преподаватель кафедры международных отношений Университета Мармара Бехлюль Озкан в статье After Russia’s Nagorno-Karabakh Ceasefire, Could Turkey Step Up Next for a Lasting Peace? для американского ресурса Just Security. 

Прежние режимы прекращения огня в регионе не соблюдались, но этот, при поддержке российских миротворцев, похоже, имеет шанс. Достижение долгосрочного мира между Азербайджаном и Арменией - непростая задача. Соглашение от 9 ноября может предложить такую возможность, которую регион не видел с момента распада Советского Союза и завершения первой войны за Карабах в 1994 году. Однако это потребует признания того, что Россия является доминирующим игроком. Стабильность и процветание, которые возникнут в результате урегулирования, способны помочь в укреплении взаимного доверия между двумя странами, которое поможет им, наконец, двигаться дальше. В этом может помочь Турция.

Нынешний раунд боевых действий начался в конце сентября, когда азербайджанские военные перешли в контрнаступление с целью вернуть территории, оккупированные Арменией. Когда в 1994 году соглашение о прекращении огня положило конец войне, под оккупацией Армении находилось 20 процентов территории Азербайджана. Оттуда было изгнано около миллиона азербайджанцев. По данным Агентства ООН по делам беженцев, в настоящее время в Азербайджане один из самых высоких показателей концентрации внутренне перемещенных лиц на душу населения в мире. После войны была создана Минская группа ОБСЕ во главе с Россией, США и Францией для поиска путей мирного урегулирования конфликта.

К контрнаступлению Азербайджан побудили несколько дополнительных факторов, в том числе модернизация ВС, особенно в части высокотехнологичного оружия. Одновременно в Москве заявляли о недовольстве все более прозападными настроениями правительства премьер-министра Армении Никола Пашиняна, пришедшего к власти на волне акций протеста в Ереване в 2018 году. Принятие Россией контрнаступления Азербайджана стало особенно заметным, когда в разгар военной кампании Азербайджана президент Владимир Путин объявил, что ОДКБ не намерена вмешиваться в конфликт, пока сама Армения не окажется под угрозой.

После нескольких неудачных попыток прекращения огня при посредничестве членов Минской группы Россия добилась соглашения после того, как ВС Азербайджана освободили четыре из семи районов, находящихся под армянской оккупацией, а затем двинулись в Карабах и взяли под контроль исторический азербайджанский город Шуша, расположенный в 11 км от Ханкенди, административного центра Карабаха.

Несмотря на оставшуюся неопределенность и неясную будущую роль Минской группы ОБСЕ, соглашение о прекращении огня, подписанное конфликтующими сторонами при содействии России, стала лучиком надежды. Но для реализации более стабильного мира необходимо сначала выполнить несколько условий.

Возможно, Армении следует возродить наследие первого президента страны Левона Тер-Петросяна, который выступал за прагматизм и признавал необходимость компромисса для достижения мира. Он также глубоко осознавал важность хороших отношений Армении с Турцией. Для этого он даже был готов к возвращению оккупированных территорий. В 1997 году он предупредил общественность: "Международное сообщество не будет долго мириться с ситуацией, сложившейся вокруг Карабаха, поскольку эта ситуация представляет собой угрозу региональному сотрудничеству и безопасности, а также нефтяным интересам Запада". Тер-Петросян столкнулся с массовым сопротивлением сторонников жесткой линии и даже был обвинен в государственной измене.

Турция могла бы внести вклад в создание более благоприятного для примирения климата. Одним из возможных шагов могло бы стать возрождение дипломатических договоренностей, заключенных с Арменией в 2009 году, особенно в отношении открытия сухопутной границы. Азербайджан вернул себе значительную часть территорий и если предположить, что Армения действительно покинет оставшиеся территории в соответствии с условиями соглашения, одно из основных препятствий на пути выполнения протоколов об установлении дипотношений будет устранено.

Многочисленные исследования показали, насколько важным будет открытие границы для улучшения экономической ситуации в Армении и ее доступа к внешнему миру. Это также принесет пользу турецким провинциям, граничащим с Арменией, где местные жители не против установления более тесных отношений для развития местной экономики.

Именно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган будучи премьер-министром курировал переговоры по дипломатическим протоколам 2009 года. Протоколы также затрагивали сложный вопрос о том, как реагировать на события, приведшие к гибели и депортации армян в Османской империи во время Первой мировой войны. Эрдоган также был лидером, который сделал важный шаг к примирению по этому вопросу в 2014 году, когда в официальном заявлении, опубликованном также на армянском языке, выразил от имени турецкого народа соболезнования семьям армян, погибших во время Первой мировой войны. Эрдоган обладает прагматической жилкой и осознает плюсы, которые принесет ему на международном уровне открытие границ с Арменией.

Тер-Петросян признавал проблему. Однажды он отметил, что "жесткая позиция по отношению к Турции и противодействие ей в вопросах признания геноцида… никак не поможет в решении карабахской проблемы". Но можно ли убедить людей, протестующих против принятия премьер-министром Пашиняном оглашения при содействии России, дать шанс подобной турецкой инициативе? Что бы сказала армянская диаспора, традиционно поддерживающая максималистские требования? Как бы отреагировали ведущие западные державы, включая США и Франция, являющиеся сопредседателями Минской группы?

Независимо от ответов на эти вопросы, Турция может воспользоваться возможностью сделать смелый дипломатический шаг в направлении открытия границы.

9965 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ