Вестник Кавказа

Как оккупанты размывали культурное наследие  Нагорного Карабаха 

Eurasiareview

Оккупация любой территории - всегда большая трагедия для нации и зачастую просто броский заголовок в газетах для всего остального мира. Военное вторжение нередко сопровождается этническими чистками, уничтожением культурного наследия и размывом подлинной истории оккупированного места. Именно это и произошло в азербайджанском Нагорном Карабахе.

Как пишет Eurasiareview в материале Cultural And Religious ‘Washaway’ Of Nagorno Karabakh, во всем мире нагорно-карабахский конфликт рассматривался как региональный спор о независимости определенной территории, возникший из-за краха советского режима. Однако немногие международные источники упоминают, что конфликт начался задолго до распада СССР.

Нагорный Карабах был неотъемлемой частью азербайджанских территорий с очень разнообразным населением. Он всегда был культурным и историческим центром азербайджанского наследия. На момент оккупации наряду с территорией самого Карабаха были полностью очищены от жителей семь близлежащих районов. Армянское вторжение не пощадило ни женщин, ни детей. В результате оккупации погибло более 20 000 азербайджанцев, почти 50 000 остались инвалидами и немногим менее миллиона приобрели статус вынужденных переселенцев.

За оккупацией азербайджанских территорий последовало повсеместное уничтожение культурного наследия.

Согласно постановлению Кабмина Азербайджана от 2 августа 2001 года о ”Перечне памятников истории и культуры мирового значения”, ”Перечне памятников истории и культуры национального значения”, ”Перечне памятников истории и культуры местного значения” на оккупированных территориях было повреждено более 900 памятников истории и культуры. Считается, что их число намного выше, поскольку в упомянутые списки были включены только зарегистрированные памятники. Башни циклопов III тысячелетия до нашей эры (село Татар, Джебраильский район), крепость Хатем Малик (XII век, Агдам), кладбище XII века (село Ашагы Вейсалли, Физулинский район), каменная гробница Баба Ягуб (1282-1284, село Горадиз, Физулинский район) относятся к числу тех древних памятников истории и культуры, судьба которых была решена незаконными оккупантами. Библиотеки, музеи (в том числе Агдамский музей хлеба с более чем 1500 экспонатов - второй музей хлеба в мире и первый в СССР) подверглись бомбардировкам и поджогам, поскольку они не были нужны оккупантам, желающим стереть последний след азербайджанцев на занятых территориях.

Неудивительно, что армянские оккупанты не чувствовали себя виноватыми в осквернении и разрушении древних религиозных храмов, мечетей и кладбищ. Около 403 исторических и религиозных реликвий было разрушено захватчиками; из них 67 мечетей и 144 храма. Кроме того, было разрушено 11922 мест паломничества.

Несколько мечетей в Шуше и других регионах (включая Джума-мечеть в Агдаме) были серьезно повреждены и превращены в свинарники и хлева, что стало оскорблением всему мусульманскому миру, в то время как другие были полностью уничтожены, поскольку их существование ставило под сомнение миф об ”армянском” Карабахе. В то же время были грегорианизированы многочисленные албанские храмы и монастыри (в том числе храмы Гянджасар в Агдаре, Агоглан в Лачине, Худавенг в Кельбаджаре и другие). Превращение диофизитского храма в монофизитскую церковь считается отступничеством и преступлением против религии, а разведение коров и содержание коз в мечети рассматривается как богохульство, которое осуждается не только всеми существующими религиями, но и общественной моралью.

Бредовая мечта армян о присвоении истории Нагорного Карабаха сметала на своем пути все столпы азербайджанской культуры. По этой причине все азербайджанские топонимы были заменены на армянские, в том числе и название региона - Карабах (что в переводе с азербайджанского буквально означает ”Черный сад”).

Все вышеупомянутые акты варварства противоречат Конвенции о мирном разрешении международных споров (Гаага, 1907 г.); Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 1954 г.) и протоколам I и II к ней; Договору об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха, 1935 г.); Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (ЮНЕСКО, 1972 г.) и многим другим нормам, принятым на международном уровне.

Возвращаясь к недавней эскалации конфликта, необходимо подчеркнуть, что в ходе провокационных атак армянских оккупантов было уничтожено множество религиозных и исторических реликвий вдали от зоны конфликта. На протяжении почти 30 лет незаконной оккупации Тертер неоднократно подвергался нападениям. В результате бомбардировок было разрушено множество религиозных и исторических сооружений на его территории, а мирные жители постоянно жили в страхе. Во время недавней эскалации мирные жители второго по величине города Азербайджана, Гянджа, который находится в 100 км от зоны конфликта, подвергались нападениям 4 раза подряд (4 октября; 8 октября; 11 октября; 17 октября 2020 г.). Поскольку все ракеты были выпущены в ночное время, среди пострадавших были грудные младенцы, дети и женщины.

Пока азербайджанцы оплакивали погибших из Гянджи, следующей целью стала Барда. Находясь почти в 100 км от зоны боевых действий, Барда дважды подвергалась бомбардировкам (27 октября; 28 октября 2020 г.), что привело к гибели 26 мирных жителей. Это нападение оказалось самым смертоносным. Важно отметить, что все атаки были произведены запрещенными на международном уровне кассетными ракетами ”СМЕРЧ”.

В результате недавних провокационных атак агрессора на территории Азербайджанской Республики (Гянджа и Барда находятся на расстоянии не менее 100 км от эпицентра конфликта) 94 мирных жителя погибли, 414 получили ранения, 512 объектов инфраструктуры и 120 многоквартирных жилых комплексов были полностью разрушены.

Все зверства, совершенные против гражданского населения Азербайджана, противоречат шести резолюциям Совета Безопасности ООН, защищающим детей во время вооруженного конфликта - 1261 (1999), 1314 (2000), 1379 (2001), 1460 (2003), 1539 (2004) и 1612 (2005 г.); Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (12 августа 1949 г.) и протоколы к ней; Резолюции Совета ООН по правам человека ”Защита гражданских лиц в вооруженном конфликте” (Женева, 2008 г.) и многим другим международным документам.

В течение почти 30 лет конфликта армянские оккупанты пытались уничтожить азербайджанское наследие в Нагорном Карабахе и семи прилегающих районах. Однако 10 ноября 2020 года Азербайджан смог окончательно восстановить свою территориальную целостность, и ни изменение топонимов, ни запрещенное оружие не смогли помешать тому, что справедливость восторжествовала.

Азербайджан гордится тем, что является домом (включая Нагорный Карабах и семь прилегающих регионов) для церквей и синагог, большинство из которых было построено или восстановлено правительством. Взаимное уважение и мирное сосуществование в Азербайджане никогда не подвергались опасности из-за культурных, этнических или религиозных различий в обществе.

Самый главный урок, который следует извлечь из примера Нагорного Карабаха, заключается в том, что обманчивая установка ”если во что-то веришь, то оно станет реальностью” на самом деле не работает, поскольку ни одна правда не может быть похороненной навсегда.

36260 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ