Из самой болевой точки Южного Кавказа – Нагорного Карабаха – вновь поступают тревожные вести. Согласно последним сообщениям, в ходе вспыхнувших 1 декабря боев были тяжело ранены трое армянских солдат.
Еще после кровавых апрельских боестолкновений, когда азербайджанская армия в результате предпринятой контратаки отбила у армянской стороны несколько блокпостов и стратегических высот, стало ясно, что армяно-азербайджанский конфликт из состояния "ни войны, ни мира" грозит перейти в новую, более жестокую и интенсивную фазу. Лишь активное вмешательство Кремля позволило тогда остановить апрельские бои и вновь усадить стороны конфликта за стол переговоров. Однако с тех пор прошло восемь месяцев, а сдвигов в переговорном процессе так и не наблюдается. До сих пор неизвестно, состоится ли встреча президентов Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна на площадке ОБСЕ в Гамбурге. То, что обострение на линии фронта происходит в момент подготовки очередного раунда переговоров, вероятно, не случайно. Опыт прошлых лет показывает, что практически всегда в канун встреч президентов интенсивность перестрелок на фронте в Карабахе возрастала.
Несмотря на то, что решение нагорно-карабахского конфликта является одним из приоритетных направлений российской внешней политики в регионе, что нашло свое отражение и в недавно утвержденной внешнеполитической концепции РФ, сегодня Армения и Азербайджан далеки от мира, как никогда ранее. Оба государства входят в топ-5 стран европейского континента по уровню милитаризации (из расчета соотношения военных расходов к общему объему ВВП).
Очевидно, что Армения, потерпев локальное, но весьма болезненное для ереванских властей поражение в апреле этого года, не упустит возможности нанести ответный удар. После апрельских боев, стоивших Армении более сотни человек живой силы и десятков единиц тяжелой бронетехники, практически полностью было сменено военно-политическое руководство страны, включая министра обороны Сейрана Оганяна и премьер-министра Овика Обрамяна. С тех пор страна получила от России новое вооружение в рамках льготного кредита, провела ревизию в армии, и при удобной возможности предпримет попытку выправить ситуацию на фронте в свою пользу. Для Сержа Саргсяна и его сторонников, пришедших к власти на "карабахской волне", жизненно важно продемонстрировать собственному народу, что они крепко держат в своих руках Карабах – это, пожалуй, единственный и довольно шаткий столп, на котором покоится сегодняшняя армянская власть.
Тема Нагорного Карабаха играет крайне важную, если не определяющую, роль как во внутренней, так и во внешней политике Азербайджана. Полагать, что за более чем 20 лет оккупации пятой части собственных территорий, страна смирилась с существующим положением дел, было бы грубой и опасной ошибкой. Даже несмотря на значительное сокращение доходов бюджета в связи с падением цен на нефть, на "оборонке" в Азербайджане принципиально не экономят: недавно был подписан крупный контракт на поставку вооружений из Пакистана, активно продолжает развиваться азербайджано-российское военное сотрудничество. Израиль, Турция и Иран также входят в число стран, откуда Баку продолжает закупать вооружения – за счет диверсификации источников поставок военной продукции Азербайджан пытается окончательно и бесповоротно изменить региональный баланс в свою пользу.
Даже "Искандеры", продемонстрированные на военном параде в Ереване по случаю дня независимости Армении, похоже, мало кого смутили Баку. Там понимают, что их использование в случае локальной операции маловероятно: если же армянская сторона начнет работать "Искандерами" по азербайджанской столице и стратегически важным точкам внутри страны, то уже стоящие на вооружении азербайджанской армии ракетные комплексы покрывают всю армянскую территорию. К тому же, существуют серьезные подозрения относительно того, что контроль над продемонстрированными "Искандерами" будет у Армении – ведь на военный парад ракетные комплексы вывозили российские солдаты.
В результате складывается крайне опасная ситуация. Дипломатического решения конфликта – если судить по жестким и взаимоисключающим заявлениям из Баку и Еревана – не предвидится. В то же время, у каждой из сторон есть соблазн "проучить" противника успешной военной операцией – пусть даже локального масштаба. Если азербайджанцы повторят апрельский успех, то они добьются стальных переговорных позиций, с которыми будут вынуждены считаться как армяне, так и посредники. Если же военную инициативу перехватит армянская сторона, то режим Саргсяна укрепит собственную легитимность и сможет продолжать уже известную тактику затягивания переговоров.
Но еще более вероятен третий сценарий, при котором проигравшая сторона не смирится с очередным поражением и вспыхнет полномасштабная война, от которой проиграют оба народа, а воспользуются ее итогами внешние силы – для усиления собственного влияния в геополитически важном регионе в российском "подбрюшье". Для России будет непростительной ошибкой, если в результате новой войны она упустит Азербайджан и/или Армению, как она "проморгала" некогда самые близкие свои страны – Украину и Грузию. В регионе срочно необходима долгосрочная, устойчивая разрядка, фундаментом которой может стать деоккупация части вокруг Нагорного Карабаха с последующим восстановлением азербайджано-армянских экономических и политических связей.
Интенсификация отношений между Москвой и Анкарой, поступательное сближение позиций этих стран в сирийском вопросе, вселяет надежду на то, что это будет иметь благотворное влияние в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Турция в состоянии сыграть в миротворческом процессе свою созидательную роль, параллельно с деоккупацией Карабаха, открыв границы с Арменией. До тех пор, пока Южный Кавказ зажат в тисках исторических травм и геополитических противоречий, этот регион будет представлять собой потенциальный очаг хаоса у границ и без того беспокойного российского Кавказа. Желающие поднести спичку к этой пороховой бочке найдутся всегда.