Вестник Кавказа

В Грузии всё еще надеются на Иванишвили

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
В Грузии всё еще надеются на Иванишвили
© Фото: Сайт правительства Грузии

После распада правящей коалиции и потери "Грузинской мечтой" большинства (76 голосов) в парламенте эксперты заговорили о политическом кризисе. Кризиса в Грузии пока нет, поскольку, согласно классическому определению, в парламентской республике он наступает лишь в случае, если правительство недополучает голосов в ходе голосования по вотуму доверия, либо после неудачной попытки утвердить бюджет на следующий год. Тогда президент, по конституции, может либо распустить парламент, либо уволить кабинет министров в полном составе.

Не приходится сомневаться, что нынешний глава государства Георгий Маргвелашвили выберет именно последний вариант, поскольку его отношения с премьер-министром Ираклием Гарибашвили вовсе не безоблачны, а некоторые решения главы Кабмина (например, запрет президенту ехать в Брюссель для подписания соглашения о евроассоциации, или срыв его визита в США) выглядели как прямое оскорбление.

Таким образом, последние события создают совершенно новую конфигурацию на политическом ландшафте страны. В интервью "Вестнику Кавказа" руководитель партии "Грузинское собрание" Джонди Багатурия подтвердил - главная опасность для правительства в том, что правящая коалиция может потерять большинство в парламенте. "Всё что сейчас творится, было ожидаемо, потому что распри и конкуренция внутри коалиции давно уже вышли из под контроля и за границу здоровой конкуренции. Было очень сильное столкновение интересов. Причем не только политических, но и экономических", - заявил Багатурия. По его мнению, "политический кризис и тупик политический уже налицо. "Свободные демократы" и "Республиканцы", в общей сложенности контролируют 22 мандата в парламенте. После потери этих мандатов, правительство окажется в меньшинстве".

В Грузии создается уникальная ситуация, когда в условиях парламентской республики с ограниченными полномочиями президента и отсутствия прочного большинства в законодательном органе, если не всё, то очень многое начинает зависеть от парламентских коалиций и способности власти собрать необходимое количество голосов путем консультаций и привлечения на свою сторону мелких парламентских групп, у каждой из которых свои интересы.

Особое значение приобретает фактор Бидзины Иванишвили. Причем не только в личном плане, но и с учетом огромного капитала, которым он владеет. Не случайно, именно сейчас, после "встряски", связанной с отставкой нескольких министров, Иванишвили появился в грузинском медиа пространстве, дав обширное интервью "Первому каналу" грузинского телевидения, в котором повторил свой тезис о нежелании возвращаться в политику.

Тем не менее многие политики и эксперты связывают с его именем надежду на то, что положение стабилизируется и страна прекратит скатывание к полномасштабному хаосу, как неоднократно бывало за прошедшие 25 лет. Впрочем, бывший соратник Иванишвили по оппозиционной борьбе, кинорежиссер Георгий Хаиндрава советует верить заявлениям экс-премьера об окончательном уходе из политики. Отвечая на вопрос "Вестника Кавказа" о том, по-прежнему ли Иванишвили влияет на правительство, Хаиндрава заявил: "Этого не видно. Он был лидером коалиции. Непосредственно в работу кабинета министров, судя по всему, не вмешивается. Но то, что он имеет влияние на членов коалиции, тоже не стоит ставить под сомнение. Именно Иванишвили принес победу "Грузинской мечте". Все до сих пор аппелируют к нему, то есть чувствуют и признают его влияние. Однако это их внутреннее ощущение, которое внешне проявляется редко". Если оценка Хаиндравы, хорошо знающего Иванишвили, верна, то общий смысл высказываний миллиардера в интервью "Первому каналу" следует понимать так: "Я сделал всё что мог, ушел на покой и надеется на меня вам не стоит – разбирайтесь сами".

17755 просмотров