Представленный 13 июня Контрольной палатой (КП) Армении в парламенте доклад о расходах госбюджета в 2012 году стал причиной очередного внутривластного скандала. Представляя доклад, глава КП Ишхан Закарян подчеркнул, что во многих сферах ситуация и из года в год остается неизменной, выделив вопиющие случаи хищения госсредств в сферах градостроительства и государственных закупок. Апогеем же выступления Закаряна стало его утверждение о том, что аж 70% госбюджета находятся в зоне риска…
После данного доклада вопрос направления в Генпрокуратуру материалов, касающихся нарушений, зафиксированных в отчете КП за 2012 год, стал предметом широкого обсуждения и требований депутатов, общественных организаций и правозащитников согласно законодательству направить в Генпрокуратуру нарушения уголовно-правового характера в сферах градостроительства и дорожного строительства.
Примечательно, что сам Закарян в Генпрокуратуру в связи с выявленными его ведомством многочисленными нарушениями пока не обратился. Меж тем согласно соответствующей статье закона, КП, являясь независимым госорганом, может от имени Республики Армения выступить в суде в качестве истца или ответчика и может направить в Генпрокуратуру составленные в ходе надзора протоколы и отчеты, если в них есть подозрения по части нарушений уголовно-правового характера.
Учитывая отсутствие по истечению 12 дней после доклада Закаряна соответствующего обращения в Генпрокуратуру, возникают сильные сомнения относительно непредвзятости действий КП явно служащей инструментом в руках правящей партии. Подозревать в этом оппозицию явно не стоит, учитывая, что последняя сильно ослаблена и практически вытеснена из политических процессов. В условиях же номинального существования оппозиции мотивацию действий главы КП следует искать исключительно в рамках борьбы внутри правящей верхушки. При этом, как это ни парадоксально, но именно ослабленность оппозиции в свою очередь ослабила бдительность власти, внушив последней ложное чувство вседозволенности.
То, что содержание отчета КП оказалось в руках премьера, став очередной темой заседания правительства, говорит о болезненности этого вопроса для действующего кабинета. Тигран Саркисян уже заявил, что он лично крайне заинтересован в незамедлительном представлении в правоохранительные органы всех выявленных Контрольной палатой фактов. Вместе с тем Саркисян выразил недовольство "превышением КП ее полномочий и ее политическими оценками". По его мнению, КП не имеет права выступать с политическими заявлениями, что входит исключительно в функции Национального собрания и исполнительной власти.
Очевидно, что, усомнившись в эффективности расходования госсредств, глава КП наступил на мозоль Саркисяна, подвергнув сомнениям эффективность возглавляемого им кабинета, что уже стало политической оценкой, не говоря уже о ее возможных политических последствиях. В результате премьер отнес заявление Закаряна о подверженности рискам коррупции 70% госбюджета "к каждому члену правительства, сидящему в зале", поручив, чтобы ни одно обвинение не осталось без ответа.
Примечательно, что выслушав последние новости от Ишхана Закаряна, спикер парламента Овик Абрамян предложил немедленно направить все выявленные КП злоупотребления в Генеральную прокуратуру. Абрамян также потребовал от премьер-министра уволить "всех тех, кто грабят и пожирают госбюджет", впрочем, не согласившись с тем, что в стране происходит системный грабеж.
Спикер-республиканец также несказанно удивился, услышав о многочисленных фактах злоупотребления, выявленных КП, заверив общество, что глава Республиканской партии, президент Армении Серж Саргсян, предлагая кому-либо должность, "не призывает их, заняв эту должность, грабить или присваивать народные средства". "Я удивляюсь, потому что у нас нет договоренности, чтобы заняв должность министра или губернатора, люди занимались грабежом", - заявил Абрамян.
Таким образом, вопросов в связи с этой очередной темной историей возникает много. И в первую очередь к самому разоблачителю и борцу с взяточничеством Ишхану Закаряну, недавно в течение 9 месяцев построившему особняк стоимостью в несколько миллионов долларов. В реальности отчет Контрольной палаты отобразил карту экономических преступлений в Армении, позволяющей собрать досье, в том числе и на сидящих в парламенте миллионеров-депутатов.
При этом сам удивляющийся Абрамян за 20 лет пребывания на государственных должностях стал одним из крупнейших собственников Армении. Ему принадлежат тысячи гектаров садов и виноградников в Араратской области, перерабатывающие предприятия, крупные финансовые активы. И список этот можно продолжить до бесконечности. Как результат Армению можно считать классической современной страной, где 99% доходов распоряжается всего 1% населения, а остальные 99% живут на кредиты, от зарплаты к зарплате, в полной зависимости от банков и богатых работодателей.
В этом смысле примечательно, что до сегодняшнего дня протестующие в Армении выдвигали исключительно политические требования, по смене власти и правового произвола. При этом, корень проблемы оставался в стороне, хотя более чем очевидно, что узурпация власти в Армении стала возможной именно в результате несправедливого распределения национальных благ. И лишь сегодня общественность открыто задалась главным вопросом, - каким образом нынешней власти достались государственные активы, ранее принадлежащие всему обществу? Тарон Маркарян, Рубен Айрапетян, Вардан Айвазян, премьер-министр Тигран Саркисян уже вынуждены отчитываться в том, как они заработали свои миллионы. И заявление Ишхана Закаряна о том, что 70% армянского бюджета находятся в зоне коррупционного риска – лишь вершина айсберга противоречий во внутривластной пирамиде.
И главный вывод на поверхности – в Армении грядет очередной передел собственности, когда олигархам которым "доказать свои права" не удастся, придется отказаться от части награбленного в пользу… других олигархов. Учитывая аморфность оппозиции и общества ожидать выставления счета всем олигархам и требований, национализации незаконно захваченных национальных активов пока не приходится.