Вестник Кавказа

Уроки Карабаха: Армения больше потеряла, чем приобрела

В советские годы Армянская ССР, не имеющая общей границы с РСФСР, осуществляла коммуникации с центром в основном через территорию Азербайджанской ССР. Однако из-за конфликта вокруг Нагорного Карабаха Армения фактически оказалась в экономической блокаде. Очевидно, что порыв этой блокады дал бы Армении возможность присоединиться к крупным экономическим проектам, в результате чего республика встала бы на путь процветания. Развитие ситуации по такому сценарию означало бы определенную выгоду и для самой крупный страны региона - России.

Реализация идеи отказа от поддержки территориальных конфликтов приведет к разработке и осуществлению взаимовыгодных экономических проектов, что обретает особую актуальность в условиях нарастающих санкций в отношении РФ.

Пути вывода Армении из экономической изоляции ищет обозреватель "Вестника Кавказа" Мамикон Бабаян.

Очевидным результатом карабахской войны для Армении стала тяжелая экономическая ситуация, последствия которой болезненно влияют на современное положение в республике. В результате конфликта Армения оказалась в относительной политической изоляции. Республика граничит с четырьмя государствами, с двумя из которых отношения, мягко говоря, не складываются. Турция выступает стратегическим партнером Азербайджана и по-прежнему держит свои границы закрытыми для Армении. Хотя в начале 1990-х, после распада СССР, Турция одной из первых признала Армению как суверенное государство, но установить дипломатические контакты, а также заключить взаимовыгодные торговые соглашения не удалось. Иран проводит дружественную политику в отношении Армении, но находится во враждебных отношениях с Западом. Нерешенность абхазской и осетинской проблем создает определенные ограничения на сотрудничество между Грузией и Арменией.

Транспортная изоляция - не менее важная проблема современной Армении. Закрытие границ, а также эскалация грузино-абхазского конфликта привели к тому, что сообщение между Арменией и Россией возможно исключительно по Военно-грузинской дороге через территорию Грузии, которая разорвала с РФ дипломатические отношения и вышла из СНГ. Транспортная изоляция проявилась в ограничении ж/д движения. В результате карабахского конфликта отрезок железной дороги, который связывал населенные пункты Мегри и Масис, был закрыт, так как пролегал по территории Нахичеванской АССР. Сегодня Нахичеванская автономная республика Азербайджана также находится в блокаде со стороны Армении.

Таким образом, юг Армении отрезан от ж/д сообщения, а сеть армянской железной дороги может обслуживать лишь северные районы республики. В Армении надеются восстановить потенциал своей дорожной инфраструктуры строительством железной дороги Армения-Иран, однако проект до сих пор не реализован.

Вторым перспективным направлением развития ж/д сообщения может стать реанимация части Закавказской железной дороги, которая пролегает по территории Абхазии. В этом заинтересована и Россия, однако с 1991 года из-за грузино-абхазского конфликта Тбилиси заблокировал железнодорожное сообщение по маршруту Сочи – Сухуми – Тбилиси - Ереван. За минувшие 24 года эта магистраль пришла в полный упадок.

Экономическая блокада Армении предопределила ее участие в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, ведь в одиночку Армении будет сложно не оказаться в списке стран, чей внешний долг во много раз превышает ежегодный доход. Но несмотря на участие Армении в ОДКБ, милитаризация республики и, как следствие, милитаризация непризнанной так называемой НКР вынуждает Ереван активно вкладываться в армию. Это накладывает отпечаток на жизнь людей и риторику политических элит республики. Народ живет в постоянном напряжении, опасаясь эскалации конфликта, что также служит поводом для эмиграции.

До распада СССР армянская экономика удовлетворяла свои сырьевые потребности за счет ввоза из союзных республик. Так, Азербайджан поставлял в Армению продукцию химической и топливной промышленности, машиностроения, овощи. Из Армении вывозилась в основном готовая продукция - станки, сельскохозяйственные машины, автомобили, одежда, посуда. К концу 1980-х 70% объема производства Армении основывалось ввозимой продукции. При этом вывозилось 60% произведенной продукции. Однако из-за войны Армения была вынуждена экстренно искать альтернативные источники углеводородов. С середины 1990-х основным импортером газа и гарантом энергетической безопасности Армении стал Иран. И сегодня Армения зависит от иранского газа, поставляемого, к слову, по высоким ценам. 

Наконец, экономическая изоляция предопределила вынужденную деиндустриализацию Армении, которая не сумела сохранить многие промышленные производства. По данным Института экономики РАН (Cоциально-экономическое развитие постсоветских стран: итоги двадцатилетия.  М.: ИЭ РАН, 2012. 400 с.),  после войны численность занятых в промышленности уменьшилась с 458 тыс. человек до 180 тыс. (в 2,5 раза), что в свою очередь отразилось на сокращении производства и потребления электроэнергии, а также природного газа. При этом занятость в сельском хозяйстве увеличилась с 389 тыс. до 567 тыс. человек (в 1,5 раза).

Сегодня Армения делает ставку на информационные технологии, поскольку  была центром ИТ-инноваций еще в СССР. При этом, как и в любой развивающейся отрасли, стартапы Армении сталкиваются необходимостью быстро реагировать на изменение технологий. Чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию в промышленных масштабах, необходимо привлекать более широкую аудиторию и глобальные инвестиции, чему очевидно мешает нерешенный карабахский вопрос.

97705 просмотров