Вестник Кавказа

Террористическая организация становится государством

Политики и эксперты многих стран мира называют одной из главных угроз мировой безопасности террористическую организацию «Исламское государство», которой всего за три года удалось захватить значительные территории Ирака и Сирии.

Согласно опросу Фонда "Общественное мнение" об «ИГ» знают 62% респондентов, а 34% заявили, что слышат о такой организации впервые.

28% опрошенных считают, что усилия РФ и Запада по борьбе с «ИГ» должны быть совместными, 8% — что РФ должна бороться с террористами самостоятельно, а 15% — что вообще не должна вступать в такую борьбу.

Однако, как полагает доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко в деятельности «ИГ» есть несколько интересных моментов.

Первый момент. «Я вот ни разу не слышал, чтобы была крупная паника в монархиях залива по поводу «ИГ». Хотя казалось бы «ИГ» находится рядом и желанная цель для него - продвижение к Эр-Риаду, к Аль-Кувейту, и к Объединенным Арабским Эмиратам, Дубаю. Я не видел, чтобы там была какая-то крупная паника, хотя армии этих стран предельно слабы, да и американцы в случае чего могут не успеть помочь. Вероятно, они понимают и знают, куда пойдет «ИГ», - полагает эксперт.

Второй момент. «В восточном и южном направлениях «ИГ» не развивает экспансию, а идет лишь в западном направлении, в сторону Сирии, наверное, с перспективой столкновения с Турцией. Для Турции «ИГ» порождает очень неприятную вещь - либо надо вооружать иракских курдов для противостояния «ИГ». Но как тогда быть с собственной курдской проблемой?», - задается вопросом Фененко.

Третий момент. «Американцы прошлой осенью ожидали, что проблема «ИГ» заставит Иран вмешаться в иракские дела, они хотели втянуть Иран в крупный региональный конфликт на истощение. США это не удалось - Иран отвертелся, не пошел на ввод войск в Ирак, не пошел на прямое столкновение с «ИГ», - напоминает эксперт.

Генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев полагает, что Соединенные Штаты пересматривают свою позицию и свою роль на Ближнем Востоке. Многие прежние союзники сегодня Вашингтон не устраивают: «Это монархи Залива и отчасти Израиль. Заменить своих союзников на Ближнем Востоке сегодня Соединенные Штаты готовы на одного более прогнозируемого игрока, и таким игроком как раз может стать «Исламское государство». В ближайшие годы исламский фактор распространится, часть действующих режимов будет свергнута в результате либо внутренних катаклизмов, переворотов, либо в результате внешней агрессии со стороны того же «Исламского государства». Все это приведет к тому, что ситуация на Ближнем Востоке будет несколько более прогнозируема с точки зрения того, что игрок будет один, в виде жесткого, фундаментального режима. Но насколько можно им управлять, и насколько можно его использовать в качестве союзника?»

По мнению эксперта, «если бы Соединенные Штаты были против такого союзника, то им ничего бы не стоило принять меры к предотвращению экспорта нефти из курдских провинций Ирака, из сирийских провинций, контролируемых «Исламским государством», на международный рынок. Кроме того, есть свидетельства о целом ряде ситуаций, когда Соединенные Штаты и коалиция могли бы путем нанесения воздушных ударов, нанести существенное поражение силам «Исламского государства», но этого сделано не было по той простой причине, что необходимы несколько иные средства и пути решения тех проблем, которые сегодня складываются на Ближнем Востоке».

Так Гриняев приходит к выводу, что «в лице «Исламского государства» наблюдается становление нового международного игрока, и в ближайшее время карта Ближнего Востока будет более прогнозируемой с точки зрения как раз целей и задач, которые ставит перед собой Вашингтон».

В качестве еще одного аргумента эксперт привел начало выпуска «ИГ» собственных золотых монет: «То есть это явно не террористическая организация. «ИГ» имеет свое правительство, свои министерства, свою национальную валюту и т.д. Формируется не просто террористическая организация, и не просто даже региональная организация, а структура с определенными признаками государственности. И как и в любом государстве, начинается борьба за власть. Там есть группировки, отстаивающие локальные цели, как то бывшие последователи партии БААС, иракские военные и т.д, которые вступили на этот путь как национально освободительное движение против оккупационных сил Соединенных Штатов в Ираке. Сегодня действительно у них в ряде случаев цели не совпадают, и это может быть инструментом внутриполитической борьбы».

Эту ситуацию Гриняев сравнил с той, что в свое время была в Афганистане, когда появился «Северный альянс»: «Часть тех же моджахедов изменила взгляд на происходящую ситуацию в Афганистане. Возможна такого рода ситуация и на Ближнем Востоке в рамках «Исламского государства», но у него гораздо более существенные силы, чем у любого другого игрока на поле глобального терроризма».

23225 просмотров

Видео

Все видео


реклама