Последний день уходящего лета ознаменовался для Азербайджана и Армении событием, которое вызвало бурное ликование в Баку и крайне эмоциональную реакцию, граничащую с истерикой, в Ереване. Утром 31 июля азербайджанские новостные порталы облетела новость: Венгрия экстрадировала в Азербайджан лейтенанта азербайджанской армии Рамиля Сафарова, которого ранее венгерский суд приговорил к пожизненному сроку за убийство армянского офицера Гургена Маркаряна.
Первоначально в это поверили не все. Однако уже через пару часов информацию подтвердили официальные лица Азербайджана: офицера на самом деле удалось вернуть на родину. Причем прямо в аэропорту Рамиля Сафарова ознакомили с указом президента Азербайджана Ильхама Алиева, который помиловал офицера. Помимо этого, министерством обороны страны освобожденному военнослужащему было присвоено звание майора, а также выплачено жалование за все время, которое он находился в заключении. Кроме того, министерство предоставило ему квартиру.
Освобождение Рамиля Сафарова оказалось полной неожиданностью для азербайджанской общественности – заранее никакой информационной подготовки к возвращению Сафарова в страну не велось. Не было даже «утечек» в оппозиционных СМИ. Как позже пояснили правительственные источники, переговоры с венгерской стороной по поводу судьбы Сафарова велись в условиях строгой конфиденциальности – существовали серьезные опасения, что переговорному процессу могут помешать извне. "Почти год под строгим контролем президента Азербайджана Ильхама Алиева шли тайные переговоры и переписка, в том числе с правоохранительными органами Венгрии. Решающую роль в этом вопросе сыграла договоренность, достигнутая в ходе визита премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в Азербайджан", - сообщил СМИ завотделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов, комментируя экстрадицию в Азербайджан и помилование осужденного венгерским судом на пожизненное заключение Рамиля Сафарова.
Напомним, что 35-летний Сафаров, участвовавший в одной из натовских программ в Венгрии в 2004 году, был обвинен в убийстве армянского офицера Гургена Маркаряна, оскорбившего, по его словам, азербайджанский флаг. По приговору Будапештского суда Сафаров был приговорен к пожизненному заключению без права на условно-досрочное освобождение в течение 30 лет. Дело носило ярко выраженный эмоциональный окрас: сам Сафаров пережил изгнание с родных земель и гибель родственников от рук армянских военных. В совершении преступления офицер на суде не раскаялся, а потому приговор оказался максимально суровым.
С тех пор азербайджанская сторона неоднократно предпринимала попытки добиться экстрадиции Сафарова на родину, и каждый раз безрезультатно. Лишь теперь, спустя 8 лет, Баку смог вызволить своего военнослужащего из венгерской тюрьмы. Тут, пожалуй, и началась самая интересная часть истории, которая уже обрела характер международного скандала.
Несомненно, подавляющее большинство азербайджанских граждан страны приветствовали возвращение Сафарова на родину и его помилование. Это подтверждает и контент-анализ мнений азербайджанских пользователей социальных сетей, и тот факт, что ликующие люди вышли на улицы, празднуя освобождение офицера, а многие и вовсе отправляются домой к Сафарову, чтобы лично встретиться с ним. Такая реакция, которую Ереван сейчас пытается представить варварством и разгулом национализма, вполне объяснима и естественна, учитывая сложившиеся в регионе реалии. Азербайджан находится в состоянии войны с Арменией, в стране более миллиона беженцев и вынужденных переселенцев, а одна пятая ее территорий оккупирована армянскими вооруженными формированиями: наивно было бы полагать, что в Азербайджане в таких условиях поступок Сафарова сочли бы тяжким преступлением.
Примечательно, что в той же Армении в ранг национального героя возвели члена террористической организации АСАЛА Монте Мелконяна, на руках которого кровь мирных турецких и азербайджанских граждан. Мелконян, организатор захвата турецкого консульства в Париже, во время которого был тяжело ранен консул Инал, и погиб представитель службы безопасности Озен, был ликвидирован азербайджанской разведкой в ходе карабахской войны. Ему было посмертно присвоено звание национального героя Армении, его имя носят школа и университет в Ереване, а также часть армянской армии. На этом фоне столь истерично реагировать на радость азербайджанской общественности по случаю освобождения Рамиля Сафарова – это в лучшем случае фарисейство.
Для руководства Армении экстрадиция Рамиля Сафарова в Азербайджан оказалась громом среди ясного неба. В этой связи президент Армении Серж Саргсян выступил на чрезвычайном совещании с руководителями аккредитованных в Ереване диппредставительств и глав международных структур, где крайне эмоционально объявил о прекращении дипломатических отношений с Венгрией. «Своими совместными действиями власти Венгрии и Азербайджана открыли дверь для повторения подобных преступлений. Этим решением они посылают сигнал человекоубийцам. Они теперь знают, что убийство на почве этнической или религиозной ненависти может оставаться безнаказанным. Я не могу потерпеть этого! Республика Армения не может потерпеть этого! Армянский народ не простит этого! Я официально заявляю, что сегодня мы приостанавливаем дипломатические отношения и все официальные связи с Венгрией», - заявил армянский президент. В тот же день толпа разъяренных демонстрантов закидала помидорами почетное консульство Венгрии в Ереване, сорвала и растоптала венгерский флаг. МИД Венгрии уже выразил сожаление в связи с разрывом дипотношений с Арменией, не преминув отметить, что страна действовала в соответствии с Европейской конвенцией.
Не менее эмоционален Саргсян был и на экстренном заседании Совета безопасности Армении: «Вы знаете, что произошло: ничтожество, убившее Гургена Маргаряна, возвращено властями Венгрии Азербайджану, а президент Азербайджана помиловал этого убийцу. Естественно, мы не можем с этим смириться, и мы должны определить наши дальнейшие действия». В конце заседания Саргсян попросил «остаться для особого поручения» директора СНБ Горика Акопяна. Какого рода поручение мог Саргсян дать СНБ в связи с выходом Рамиля Сафарова на свободу – остается гадать. Ясно лишь одно: армянский президент будет сейчас использовать максимально жесткую риторику, пытаясь отвлечь общественность страны от другого, крайне неудобного для него аспекта экстрадиции Сафарова: какие бы эмоциональные реплики ни звучали сегодня в Ереване, решение венгерских властей выдать осужденного офицера Азербайджану - это серьезный внешнеполитический провал Еревана. И самое неприятное для Сержа Саргсяна, что спросят за этот провал именно с нынешней правящей команды во главе с президентом республики, которая не сумела мобилизовать армянскую дипломатию, задействовать ресурсы армянского лобби и предотвратить возвращение азербайджанского офицера на родину, после чего последовало вполне ожидаемое помилование президентом Ильхамом Алиевым. Более того, реакция Еревана вряд ли оказалась неожиданной для Баку. В центре внимания азербайджанской общественности сегодня другие события в связи с «делом Сафарова», и прежде всего реакция третьих стран.
Первые оценки и комментарии в ответ на экстрадицию и помилование Сафарова прозвучали из Вашингтона. Администрация президента США сделала по этому поводу следующее заявление: «Президент Обама глубоко обеспокоен решением президента Азербайджана о помиловании Рамиля Сафарова после его возвращения из Венгрии. Сафаров признался в убийстве армянского офицера Гургена Магаряна в Будапеште в 2004 году и отбывал пожизненное наказание в Венгрии за это тяжкое убийство. Мы передали властями Азербайджана наше разочарование решением помиловать Сафарова. Этот шаг противоречит нынешним усилиям ограничить региональную напряженность и способствовать примирению. США также ожидают объяснений от Венгрии относительно ее решения о выдаче Сафарова Азербайджану».
В Баку отреагировали весьма сдержанно и хладнокровно. По мнению многих в Азербайджане, если Белый дом столь рьяно заботится о региональном примирении, то ему следовало бы осуждать и регулярные военные учения армянской армии на оккупированных азербайджанских территориях, которые также никак не способствуют снятию напряженности в зоне конфликта.
Заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов отметил в интервью агентству 1news, что экстрадиция Сафарова является предметом двусторонних отношений между Азербайджаном и Венгрией и она осуществлена в рамках всех норм международного права. «Поэтому у Азербайджана не было и не будет мысли давать какой-либо стране объяснения по этому поводу», сказал Мамедов. Фуад Алескеров, заведующий отделом по работе с правоохранительными органами администрации президента, пояснил азербайджанским СМИ юридическую сторону вопроса: "Процедура передачи осужденных лиц для отбывания наказания регулируется Европейской Конвенцией о передаче осужденных лиц, принятой в рамках Совета Европы в 1983 году. Венгрия и Азербайджанская Республика ратифицировали данную Конвенцию. Согласно указанной Конвенции, лицо, осужденное на территории одной из договаривающихся сторон, может быть передано другой договаривающейся стороне для отбывания вынесенного ему приговора. В связи с вопросом помилования Рамиля Сафарова необходимо уточнить, что приговор, вынесенный венгерским судом, ограничивал только возможность условно-досрочного освобождения осужденного в течение 30 лет с момента вынесения приговора. Это ограничение не распространяется на возможность помилования либо амнистирования осужденного. Рамиль Сафаров находился под стражей с 19 февраля 2004 года, то есть он отбыл более восьми с половиной лет своего наказания. Акт помилования следует рассматривать как замену пожизненного наказания на тот срок наказания, который осужденный уже отбыл. С учетом этого Рамиль Сафаров был освобожден".
МИД Азербайджана также прокомментировал заявление Белого Дома: «Вызывает недоумение тот факт, что правительство США вмешивается в отношения двух независимых государств - Азербайджана и Венгрии. Вопрос передачи азербайджанского офицера Рамиля Сафарова Азербайджанской Республике со стороны Венгрии происходил в рамках законодательства двух стран. Мы, также понимаем, что американская позиция связанна с внутриполитическим контекстом в преддверии выборов в США». Последнее замечание МИДа заслуживает особого внимания. Азербайджанское внешнеполитическое ведомство весьма прозрачно напоминает, что это заявление, по своей форме и сути негативное для Азербайджана – не более чем реверанс в сторону армянского лобби, за которым вряд ли последуют кардинальные внешнеполитические шаги. В самом деле, учитывая то обстоятельство, что в США в разгаре президентская гонка, такой шаг администрации Обамы вполне объясним. В то же время почти наверняка можно сказать, что Вашингтон не пойдет дальше заявления и вряд ли поставит под удар усиливающееся стратегическое партнерство с Баку, построенное на вполне прагматичных интересах США. Здесь, в частности, речь идет о сотрудничестве в контексте иранской атомной программы и обеспечении энергетической безопасности Европы. Очевидно, что США не станут рисковать долгосрочным сотрудничеством с Азербайджаном в угоду краткосрочным внутриполитическим интересам.
Наконец, и в Азербайджане, и за его пределами осознают, что освобождение Рамиля Сафарова – сильный ход для официального Баку. Даже если теперь Азербайджан столкнется с международной критикой в связи с помилованием Рамиля Сафарова, политический эффект от этого шага сложно переоценить.
Во-первых, демонстрация возросшего влияния Азербайджана получилась слишком убедительной.
Во-вторых, добившись экстрадиции и помиловав Сафарова, президент страны вполне ясно дал понять зарубежным партнерам, что ожидать от Азербайджана мягкости в вопросе конфликта с Арменией не стоит.
В-третьих, это важный политический посыл: Азербайджан «своих» не сдает.
В-четвертых, освобождение Рамиля Сафарова и весьма хладнокровная реакция на критические замечания из-за рубежа - сильный ход действующей власти с учетом грядущих в 2013 году президентских выборов. Президент, кроме всего прочего, четко дал понять, что мнение и ожидания народа для него куда важнее, чем возможная негативная реакция извне.
Конечно, ясно и другое: факт помилования Рамиля Сафарова в будущем будет постоянно использоваться в информационной войне Армении против Азербайджана. Ведь, как говорил Михаил Жванецкий, "лучшее алиби - быть жертвой". В том, что эту простую истину в Армении хорошо усвоили – сомневаться не приходится. «Образ жертвы» тут эксплуатируют не один десяток лет. Но какие бы пропагандистские дивиденды из «дела Сафарова» ни пытались извлечь сегодня в Ереване, решение властей Венгрии оказалось слишком наглядной демонстрацией того, что баланс влияния в Европе смещается не в пользу Армении.
Спасая лейтенанта Сафарова
Михаил Беляев
18610 просмотров