Россия может быть довольна итогами саммита НАТО в Варшаве и не считать свое стратегическое положение слабым. Акцент НАТО на сдерживание, вероятнее всего, никак не повлияет на интересы России в военном отношении. Несмотря на громкие заявления, осуждающие вмешательство России в конфликт на Украине, поддержка НАТО для Украины в значительной степени носит символический характер, ограничиваясь дипломатией и некоторыми инициативами по наращиванию потенциала. В телефонном разговоре с Путиным перед началом варшавского саммита [канцлер ФРГ Ангела] Меркель и [президент Франции Франсуа] Олланд подчеркнули необходимость активизации переговоров по реализации Минских соглашений 2015 года. Реализация соглашения будет представлять собой регресс для Украины.
В Варшаве участники НАТО отложил все решения по Черноморскому флоту, которые могли бы бросить вызов доминирующему и растущему военно-морскому присутствию России в Черном море. Румыния и Болгария изменили свою первоначальную позицию из-за предупреждений, прозвучавших с российской стороны. Даже позиция Турции, первоначально выступавшей за, стала неясной в результате ее растущего сближения с Россией. Россия вводит в эксплуатацию новейшие фрегаты и подводные лодки в Черном море, а ее способность оказывать влияние на прибрежные соседние страны, скорее всего, вырастет.
Неспособность решить проблему контроля в Черном море может оказаться самым крупным стратегическим просчетом НАТО в Варшаве, как и намерение включить Грузию в альянс. Внешняя политика России обеспечивает безопасность Абхазии и Южной Осетии, и Москва выступает против членства Грузии в НАТО. Логично ожидать, что Москва будет противостоять проникновению НАТО в Закавказье, которое соединяет ее с Турцией и Ираном, и включает в себя Армению и Азербайджан. Российское господство на Черном море будет иметь ключевое значение для военных действий в поддержку интересов России в Закавказье. Растущее сближение России с Турцией обеспечит ей стратегически важный доступ к Средиземному морю через контроль турецких проливов Босфор и Дарданеллы.
Россия, безусловно, увидела, что заявление о военных расходах европейских членов альянса было принято, скорее с надеждой, чем оптимистично. По рекомендации НАТО, странам-членам альянса следует тратить на оборону 2% от ВВП. Только Греция, Великобритания, Эстония и Польша в настоящее время отвечают этим требованиям, а еще 19 членов тратят на оборону меньше 1,5% ВВП, в том числе Франция, Германия, Испания, Турция и Канада. Есть сомнения в способности НАТО поддерживать варшавское решение о расширении коллективной обороны и проведении политики сдерживания.
Европа не против России. Трудно будет получить общественную поддержку для увеличения инвестиций в оборону, особенно на фоне того, как набирающие силу националистические партии евроскептиков будут соперничать с традиционными партиями в Европе в течение следующих 18 месяцев. Поиск поддержки для продления санкций в отношении России также не будет легким.
Согласно данным недавнего опроса исследовательского центра Pew, большинство европейских граждан считает ДАИШ (76%) и изменение климата (66%) основными потенциальными угрозами европейской безопасности. Затем идет кибертерроризм (54%), проблема беженцев (49%) и только потом напряженность в отношениях с Россией (34%). Одним из наиболее значимых результатов опроса стало неодобрение политики ЕС в отношении России. Многие европейцы полагают, что важнее иметь сильные экономические отношения с Москвой, чем занимать жесткую позицию во внешней политике.
Сейчас политики обеспокоены предстоящими выборами, а также экономическими последствиями Brexit, и все чаще выступают против применения санкций в отношении России. Сенат Франции подавляющим большинством проголосовал за отмену санкций в отношении России, несмотря на позицию правительства. Итальянские, венгерские и греческие правительства высказывались в пользу смягчения или отмены санкций, утверждая, что они были неэффективными и больно ударили по экономике Европы. Возможно, наиболее значительным является вопрос о жесткой политической и экономической линии по отношению к России со стороны Германии.
Россия не ошибется, если предположит, что решение НАТО развернуть войска в Восточной Европе в значительной степени символическое, и что среди стран Западной Европы нет духа конфронтации. В настоящее время европейские лидеры сталкиваются с вызовами со стороны евроскептиков-националистов, воодушевленных Brexitом, и существует реальная возможность того, что критик НАТО Трамп станет президентом США. Именно поэтому России не стоит беспокоиться в отношении решений, принятых в Варшаве.