Саммит Северо-атлантического альянса в Брюсселе – одно из наиболее значимых событий начинающегося лета. Участие в нем президента США Дональда Трампа изначально обусловило огромный интерес всей мировой общественности к мероприятию, которое, вероятно, определит вектор дальнейшего развития НАТО на следующие годы. Военный блок в настоящее время переживает не лучшие свои времена, поскольку между союзниками существует ряд серьезных противоречий, требующих безотлагательного решения. В Брюсселе обсуждаются три основные проблемы.
Проблема №1: Отношения между Германией и Турцией
Отравленные затянувшейся политической конфронтацией отношения между Берлином и Анкарой все в большей степени начинают оказывать негативное влияние на сотрудничество между двумя странами в рамках НАТО. Как известно, недавно Анкара в очередной раз отказала депутатам Бундестага в посещении расквартированных на базе в Инджирлике солдат бундесвера. В Инджирлике, находящемся в ста километрах от сирийской границы, в рамках борьбы против ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России) служат 260 немецких военнослужащих. Оттуда немцы осуществляют разведывательные полеты, а также дозаправку в воздухе для боевой авиации союзников. Анкара имеет свои счеты со многими депутатами Бундестага. Некоторые из них симпатизируют РПК и другим террористическим курдским группировкам, ведущим войну против турецкого государства, других подозревают в поддержке неудавшегося путча летом прошлого года. Наконец, турки не забыли признания немецким Бундестагом «геноцида армян». В результате, отношение Анкары ко многим членам немецкого парламента, мягко говоря, подпорчено.
С другой стороны, в Германии армия подотчетна именно парламенту, и недопуск депутатов на военную базу в Инджирлик – весьма болезненная для немецкой стороны дипломатическая пощечина. Берлин грозится вывести своих солдат из Турции, на что президент Эрдоган отреагировал довольно спокойно, пожелав немцам счастливого пути. Таким образом, мяч вновь оказался на немецкой половине поля, и канцлер Ангела Меркель анонсировала серьезные обсуждения этой темы с турецким лидером на саммите в Брюсселе. Проблема усугубляется тем, что с логистической точки зрения военная база в Инджирлике является оптимальной, и на ее территории действуют стандарты НАТО. Любая альтернатива, среди которых рассматриваются Иордания и Кипр, существенно проигрывает Инджирлику по ресурсоемкости, географии и инфраструктуре. Между тем, США готовят взятие «столицы» террористов - города Ракка, и германо-турецкие противоречия в преддверие столь важной для Дональда Трампа военной операции являются существенным раздражительным фактором для Вашинтона.
Проблема №2: Ставка американцев на курдов
Американо-турецкие отношения также складывались в последние годы не лучшим образом, и турецкие власти не скрывают своего огромного разочарования прошлой администрацией Белого Дома. После избрания Дональда Трампа президентом турецкий президент надеялся суметь убедить его отказаться от поставок оружия отрядам сирийских курдов YPG и пользоваться их помощью при взятии Ракки. Однако, в ходе личной встречи Трампа с Эрдоганом в Вашингтоне последнему не удалось добиться прогресса по этому вопросу. Американское оружие уже поставляется курдским боевикам, а Анкара пообещала обеспечивать собственную национальную безопасность без оглядки на кого-либо. Самое позднее, в тот момент, когда американское оружие будет применено курдскими отрядами против турецкой армии – а это неизбежно – противоречия между США и Турцией вновь серьезно обострятся.
Проблема №3: Европейцы не хотят платить
Одним из центральных требований как прошлой, так и нынешней президентской администрации в США к европейским партнерам по НАТО является повышение ими расходов на оборону и доведение их до 2% от ВВП, как это и было, собственно, оговорено на Уэльском саммите в 2014 году. С тех пор, однако, серьезного прогресса многие страны НАТО не добились. В Германии, например, в данный момент на военные нужды тратится 1,2% ВВП, и внутри страны существует серьезная оппозиция в лице социал-демократов, «Левых» и «Зеленых» планам по повышению оборонных расходов. ХДС во главе с канцлером Меркель, хоть и не отказывается от заключенных в 2014 году договоренностях, но при этом правящая партия всячески пытается прописать в оборонной статье госбюджета также и расходы, не имеющие непосредственного отношения к усилению военного потенциала страны – например, помощь для развития третьим странам в качестве превентивных мер по предотвращению конфликтов.
Сильные пацифистские настроения в немецком обществе также не могут прийтись по душе их американским партнерам. Так, согласно последним опросам общественного мнения, абсолютное большинство немцев выступают против того, чтобы немецкая армия помогла балтийским странам в случае гипотетического нападения на них со стороны России. Таким образом, пятая статья договора НАТО фактически теряет легитимность на немецкой территории. Официальное присоединение НАТО к антитеррористическому альянсу против «Исламского государства» также вызывает серьезную обеспокоенность в Германии. Ангела Меркель особо подчеркнула, что присоединение НАТО к коалиции «никоим образом не означает большей военной вовлеченности альянса в конфликт».
Смогут ли США заставить европейцев больше платить за свою безопасность - покажет ближайшее время, однако пространства для маневра у европейских союзников под жестким нажимом Трампа, похоже, остается немного.