Вестник Кавказа

Новые инструменты экспертно-информационной работы на пространстве Большой Евразии (часть 1)

Гюльнара Мамедзаде, Жаннар Тулиндинова, Дарья Чижова

Каспийский экспертный клуб при участии аналитического центра "Каспий-Евразия" подготовил доклад "Новые инструменты экспертно-информационной работы на пространстве Большой Евразии". Руководитель экспертной группы Гюльнара Мамедзаде (Азербайджан), члены группы Жаннар Тулиндинова (Казахстан) и Дарья Чижова (Россия). "Вестник Кавказа" представляет вниманию читателей основные тезисы доклада.

При подходе к изучению поставленной темы важно было проанализировать, как развиваются базовые процессы в пространстве Большой Евразии, матрицей которого выступает платформа ЕАЭС, и как они позиционируются и интерпретируются в широком экспертном и медийном поле.

Также мы попытались дать оценку процессу развития евразийской темы в информационном поле и взаимодействию экспертных, медийных ресурсов на этом направлении.

Безусловно, возможности объективного анализа проблематики региона в текущих реалиях достаточно осложнены, поскольку подача материала преломляется в разнонаправленных информационных потоках, требуют глубокого осмысления основные тенденции развития общественно-политических процессов, как в отдельных странах, так и в регионе в целом, важно учитывать интересы тех или иных крупных игроков в данном регионе, иметь понимание природы конфликтов, которые во многом определяют специфику и инфоповестку большого региона.

В этих условиях в евразийском экспертном пуле продолжается работа на поиск механизмов минимизации проявления деструктивных смыслов и тенденций в СМИ и на экспертном уровне, параллельно наращивается интеграционное взаимодействие.

В частности, мы зафиксировали несколько определяющих тезисов по ситуации в сфере СМИ, ИКТ и на уровне экспертного сообщества:

Текущие реалии отмечены беспрецедентным уровнем хаотизации смыслов в информационном поле, дискриминации истины и качества и вполне оправданно классифицируются экспертами как "цивилизация пост-правды".

В этот информационный поток в той или иной степени оказались вовлечены все общественные страты. Структура управления общественно-политическими системами, определяемая элитами, размывается и утрачивает доверие.

Эксперты и медиа системы, контролируемые государством, более не являются доминантной идеологической силой, и чем более выпукло проявляются как пропагандистские адепты и ресурсы, тем менее эффективен коэффициент их влияния на формирование общественного мнения в условиях высокой информационной конкуренции.

Государственным структурам все сложнее удерживать информационную инициативу, как на внутреннем, так и на внешнем поле, и доводить до аудитории нужные смыслы и целеполагание. Тем более, механизм обратной связи с обществом работает ситуативно и не всегда продуктивно.

Массы обрели пространство для политического действия: технологии дают обществу сверх возможности и ресурсы для самоорганизации, популяризации и защиты своих интересов. И это невозможно не учитывать.

В этих условиях одним из главных критериев, способных упрочить позиции государства и развивать те или иные целевые госпрограммы, в том числе в виртуальной плоскости, является работа на повышение доверия аудитории, в том числе посредством привлечения лидеров общественного мнения.

Лидеры мнений в трансграничном мире и посредством ИКТ иногда способны достичь большего результата, чем действия правительства.

Отказ от устаревших стереотипов позиционирования в социуме и новые подходы к выстраиванию диалога с обществом способны вывести в лидеры мнений и представителей госсектора.

Профессионалам все сложнее находить достоверные исходные данные для дальнейшего процесса формулирования смыслов.

Государственные структуры, политические элиты, обладающие монополией на информацию целевого характера, должны обеспечить эффективные каналы коммуникаций с интеллектуальной средой, производящей смыслы. При наличии адекватной информации из первоисточника, обеспечение уже качества аналитического контента соотносится с компетенцией экспертов.

В Евразии уже сформировались интегрированные экспертные группы и медиа ресурсы, процесс их структурирования и объединения на общей идеологической платформе продолжается.

В этом процессе важно избегать непоследовательности, фрагментации целостности идеи и дезориентации участников. Если проанализировать весь наработанный в направлении евразийской интеграции потенциал, включая интегрированные экспертные площадки медиа ресурсы, сетевые сообщества профессионалов, уровень экспертов, работающих на этом направлении, а это уже серьезный срез аналитиков, специализирующихся в конкретных сферах, то очевиден достаточно серьезный наработанный результат, предполагающий расширение сферы практического приложения и дальнейшее применение инновационных решений.

Наиболее эффективно на этом направлении работают группы профессионалов на площадках "Север-Юг", ia-centr.ru (Информационно-аналитический центр) Лаборатория общественно-политического развития стран ближнего зарубежья, Каспий-Евразия, Пресс-клуб Содружество, İQ Клуб и др.

Это очень эффективная практика, учитывая, насколько непросто работать на этом направлении.

Проект ЕАЭС нередко подвергался экспертно-информационным атакам со стороны внешних оппонентов и критике даже на уровне аудитории стран ЕАЭС. В частности, предпринимались целенаправленные попытки извне девальвировать значение ЕАЭС в восприятии широкой аудитории. Усилия государств данного формата за прошедшие три года наполнить этот процесс убедительным и доступным практическим содержанием представляются недостаточными (в силу объективных и субъективных факторов).

Бюрократический информационный поток, который транслировался в пользу евразийской интеграции посредством государственных каналов и медиа ресурсов, не смог подавить в информационном поле критические оценки деятельности ЕАЭС (особенно за период 2015-2018 гг.) и комментарии относительно невнятной перспективы евразийского интеграционного формата.

Как представляется, для большей эффективности евразийским медиа ресурсам необходимо повысить оптимизацию в сети, в том числе создавать систему сайтов-спутников (версии лайт), выводить материалы на новостные агрегаторы, предварительно адаптировав подачу темы, нарастить интерактив, создавать как можно больше тематических групп в соцсетях, использовать гибкое упрощение подачи темы в СМИ по вопросам, на которые может и должна реагировать более широкая аудитория.

Кроме того, использовать возможности блогосферы в этом направлении. Исследование алгоритмов развития идей и контента в соцсетях, выбор актуальной темы и ее специфическая подача позволяют блогерам собирать многочисленную аудиторию.

Здесь добавляется и новое определение – инфлуенсеры, имеющее не только коммерческую сферу приложения. К инфлуенсерам относятся блогеры, журналисты, знаменитости, эксперты в различных областях, общественные деятели и просто социально активные пользователи сети с большим количеством подписчиков.

Всю эту проекцию можно эффектно переложить из сферы маркетинга в политическую плоскость, алгоритм работает практически в том же ключе.

Очень важно синтезировать эффект новых медиа, экспертный интеллектуальный потенциал и технологии инфлуенсеров. Подобная синергетическая подпитка может вывести усилия, в частности, на интеграционном направлении, на уровень значимых практических результатов, способных дать качественный скачок интеграционным процессам в Евразии.

Можно создать информационную платформу для объединения инфлуенсеров, продвигающих политические, идеологические бренды, и побудить их к сотрудничеству коммерческой и карьерной мотивацией.

Продолжение следует

11275 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября