16 января МАГАТЭ представило доклад, подтвердив готовность Тегерана реализовать созданную для нее путем долгих переговоров программу по значительному снижению своего ядерного потенциала. Так Иран избавился от большинства наложенных на него санкций — в этот день. Соглашение вызвало серьезное противодействие в Израиле, а США сохранили в силе санкции по другим аспектам, включая «поддержку терроризма» и разработку баллистических ракет. После того, как Дональд Трамп дал официальное согласие баллотироваться в президенты США от Республиканской партии, он обещал сотрудничать с Израилем, который он назвал «главным союзником в регионе». По словам Трампа, договор с ИРИ «дал Ирану 150 млрд долларов, а США — ничего». Он назвал соглашение «провалом», назвав «одной из худших сделок всех времен».
«Вестник Кавказа» предлагает читателям ознакомиться со статьей, опубликованной в The Hindu, раскрывающей суть дискуссий, ведущихся в США, на предмет сделки с Ираном.
Учитывая общую ксенофобскую риторику, доминирующую во всей избирательной кампании в США, замечания Дональда Трампа на съезде Американо-израильского комитета по связям с общественностью, который является самой влиятельной группой еврейского лобби в США, не оказались неуместными. «Моим приоритетом номер один будет расторжение чудовищного договора с Ираном, - заявил Трамп. – Я хорошо разбираюсь в сделках, и позвольте мне сказать, эта сделка – настоящая катастрофа для Америки, для Израиля и для всего Ближнего Востока».
Он продолжил, безосновательно заявив, что «согласно ядерному соглашению с Ираном, мы вынуждены выплатить им 150 миллиардов долларов, не получая ничего взамен». Но, во-первых, 150 миллиардов, на самом деле, принадлежат Ирану, просто они были заморожены на банковских счетах в период санкций. Во-вторых, в реальности эта сумма составляет около 60 миллиардов долларов.
Забавно, что простые иранские граждане больше симпатизируют Трампу, чем Хилари Клинтон. К Хилари в Тегеране пренебрежительно относятся как к «санкционной даме» и не доверяют ей в связи с наложением санкций в 2010 году, когда ей удалось убедить в этом всех мировых лидеров. (Удивительно, но, похоже, недоверие Хилари становится мировым явлением).
Вдобавок к этой антииранской тираде добавляется запутанная ситуация со снятием санкций. Речь идет об энергетическом, финансовом, транспортном, автотранспортном и некоторых других секторах экономики США и ООН. С коммерческой точки зрения, по сути, Ирану разрешается свободно экспортировать свою нефть, а его счета в иностранных банках размораживаются.
Вторичные санкции, наложенные на иностранные компании, сохраняются, то есть большинство санкций, касающиеся деятельности американских компаний в Иране, никуда не делось.
Возьмем, например, мегаконтракт в авиационной сфере – авиакомпания Iran Air намерена приобрести 118 аэробусов стоимостью 27 миллиардов долларов у компании Airbus. Первая проблема заключается в том, что самолеты Airbus, хотя и произведены в Европе, используют американские комплектующие, и США необходимо заключить соглашение с конечным потребителем Ираном, а санкции продолжают действовать. Следующая проблема – способ оплаты, потому что сделку нужно оформить в евро с помощью финансового института, который бы не попадал под санкции финансовой системы США.
В любом случае (будь то Хилари или Трамп), похоже, отношения между Ираном и США не слишком улучшаться после ухода Обамы. Забота об Израиле и Саудовской Аравии снова может выйти на первый план после 2017 года. Возможно, соглашение с Ираном не будет разорвано, но снятие санкций может продвигаться очень медленно из-за административных барьеров.
Теперь, что касается отношений Ирана с другими странами. С населением в 80 миллионов человек, строгой клиентоориентированностью и умеренностью в политической сфере, Иран является слишком привлекательным рынком, чтобы глобальная экономика от него отказывалась. Плюс к этому добавляется огромное геополитическое значение, которое постараются использовать региональные державы – от портов вроде Чахбехар, ранее Бендер-Бехешти, до автомобильных и железных дорог в Центральную Азию.
Иран является большим рынком для европейских товаров, китайской инфраструктуры и индийских услуг. Если ценой для всего этого должно служить недовольство США, выбор очевиден. Индия может попытаться пройти между двух огней и использовать поддержку США для реализации своих амбиций, например, чтобы попасть в число постоянных членов СБ ООН и войти в состав Международной организации стран-поставщиков ядерных материалов. На этот раз позиция неприсоединения является критической для усиления региональной мощи, которую, однако, можно снова уступить Китаю.