В Казахстане стартовал созданный президентом Касым-Жомартом Токаевым проект – Национальный совет общественного доверия (НСОД). 6 сентября состоялось первое заседание под председательством главы государства. Эксперты обозначили круг вопросов, которые интересуют гражданское общество, а механизмы их реализации должна разработать власть.
В начале лета Касым-Жомарт Токаев выступил с предложением создать совет общественного доверия, деятельность которого была бы направлена на выработку предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности. В его состав вошли эксперты, госслужащие, представители общественных организаций и СМИ - всего 44 человека. Накануне заседания было создано три рабочих группы, которые разработали предложения для реформирования политической, экономической и социальной сферы. Как сказал "Вестнику Кавказа" научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института Востоковедения РАН Александр Воровьев, инициатива Токаева – это попытка найти новые инструменты для работы с гражданским обществом, повысить авторитет власти и устойчивость политической системы Казахстана.
На заседании НСОД глава государства в очередной раз обозначил свою позицию по ключевым вопросам. В частности, "политические реформы будут осуществляться без забегания вперед, продуманно и постепенно, но и не отставая". "Реформы будут проводиться не ради реформ", – сказал Токаев, отметив при этом, что "нужны новые решения старых проблем". Он также подчеркнул, что Казахстан останется государством с президентской формой правления. Токаев обратил внимание на то, что в нынешней государственной идеологии нет таких понятий как "враги народа", "пятая колонна", "агенты влияния". "Надеюсь, и не будет. Это для нас неприемлемо. Мы твердо верим в лояльность и патриотизм своих граждан", – подчеркнул глава государства.
"Казахстан вступает в новый период своего политического развития, для которого характерны те же процессы, что происходят в мире, в России, США, Франции. Это подъем популизма, увеличение социального расслоения, рост недоверия общества к элитам. Соответственно, нужна профилактика для работы с обществом, чтобы взять эти процессы под контроль. В противном случае, они приобретут самостоятельный, независимый характер, и остановить их будет достаточно сложно", – полагает Александр Воробьев. Отсюда, по его мнению, внимание Токаева к социально-экономическим аспектам. Это списание задолженности по кредитам, поддержка малоимущих, реагирование на общественные запросы и недовольство граждан и попытки выстроить коммуникации с обществом, повысить авторитет власти и устойчивость политической системы Казахстана.
Нацсовет представил пожелания, но механизмы их реализации должна разработать власть. Например, группа по политическим вопросам Марата Шибутова и Айдоса Сарыма представила 22 закона, регулирующих политическую сферу страны и нуждающихся в корректировке. "Как показывают выступления граждан, правозащитников, представителей политических партий и неправительственных организаций, первоочередным должно быть изменение следующих нормативных актов: "О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан", "О политических партиях", "О средствах массовой информации", "О выборах в Республике Казахстан", "О Парламенте и статусе его депутатов", – отметил на заседании Айдос Сарым. Кроме того, должны быть разработаны две концепции, которые бы изменили бы сразу весь комплекс нормативных актов по этой теме: концепция местного самоуправления и концепция реформы судебной и пенитенциарной систем.
Как считает казахстанский эксперт, главный редактор Информационно-аналитического центра МГУ Жанар Тулиндинова, вероятно, казахстанское общество ожидало от рабочей группы по политической модернизации большей духовитости и решительности. Однако, по-видимому, именно в сфере политических реформ лежат наиболее глубокие противоречия между ожиданиями общества и интересами политического истеблишмента – достаточно, вспомнить, какая жесткая отповедь в адрес мажоритарной избирательной системы прозвучала на заседании политбюро партии "Нур Отан". Видимо, члены Нацсовета намерены не форсировать события в этой сфере.
Предложения экономического блока представил Рахим Ошакбаев. Он указал на недостатки в работе Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), за время существования которого (2013-2018) накопленная инвестиционная доходность составила 56,1%, а накопленная инфляция – 56,5%. При всей неэффективности административные расходы АО "ЕНПФ" составляют 20 млрд тенге ежегодно. "Мне очень тяжело представить, на что можно потратить 20 млрд тенге административных расходов", – отметил экономист. Но более всего его поразила цифра реальной доходности ЕНПФ за первое полугодие 2019 года – всего 0,09%. "Это меня просто потрясает!" –воскликнул Ошакбаев. Он отметил, что "за последние десять лет государство оказало банкам прямой и косвенной поддержки более 20 млрд долларов США", что особенно ярко прозвучало на фоне распространенной недавно в СМИ информации о баснословных бонусах членов правления казахстанских банков второго уровня за 2018 год. "Если смотреть строго на госрасходы, то можно прийти к выводу, что банки – это самая субсидируемая отрасль экономики", – констатировал экономист.
Особое внимание было уделено земельному вопросу. Эксперт Мухтар Тайжан предложил не давать иностранцам даже в аренду земли. "Мы должны правильно отрегулировать земельный вопрос. Земля – основа государства, нашей экономики. Не осваиваемые земли, конечно же, мы должны отбирать", – сказал общественный деятель Мухтар Тайжан. На это Токаев заметил, что без зарубежных инвестиций не будет развития. Но при этом президент призвал казахстанский народ к мудрости и просил не верить слухам о продаже земель под строительство иностранных заводов.
По мнению экспертов, предложений достаточно, чтобы понять насколько президент и власть готовы к действительным реформам, и насколько НСОД реальная площадка диалога и принятия решений. "Конечно, на все 100% эти пожелания реализованы не будут. Реформы потребуют не только больших финансовых вливаний, но и базовых основ – открытости власти и политической системы в целом. Потребуется не показная демократизация, а реальная", – считает Воробьев.
По его мнению, то, что власть обратила внимание на проблемы, уже хорошо само по себе. Это плюс власти в работе с обществом. "Гражданское общество понимает, что его слышат, на его запросы реагируют. Даже если не все у власти получится, то это будет лучше, чем ничего. С учетом того, что Казахстан страна директивная, то это движение в правильном направлении. Но есть и негативный сценарий, при котором власть все спустит на тормозах. В этом случае Токаев получит протесты более сильные, чем это было летом", – полагает Александр Воробьев.