Вестник Кавказа

Иран: забросать деньгами вместо снарядов

Deutschlandfunk
Иран: забросать деньгами вместо снарядов

Ситуация на Ближнем Востоке становится взрывоопасной: горящие танкеры в Персидском заливе, обвинения в попытке угона судна и обогащаемый сверх нормы уран. В борьбе за Иран и международное ядерное соглашение мировая политика стоит на распутье, пишет Маттиас Брюггман в статье Mit Geld zuballern statt mit Geschossen для Deutschlandfunk.

Иран обогащает урана выше норм, согласованных в ядерном соглашении. Европа реагирует совершенно беспомощно, выражая "глубокую обеспокоенность" тем, что Иран предпринимает шаги, несовместимые с его обязательствами по ядерному соглашению. Руководство Ирана объявило о своих шагах, поставило временные рамки и обосновало свои действия, что также может быть воспринято как ультиматум. Обогащение урана будет наращиваться, если европейцы, а также Китай и Россия не предпримут шаги для стимулирования разрушающейся экономики ИРИ. Это собственно и было для него смыслом ядерного компромисса. 

Экспорт нефти рухнул, когда президент США Дональд Трамп в одностороннем порядке вышел из ядерной сделки в мае 2018 года и снова ввел санкции. Европа объявила, что будет противодействовать этому, но ситуация не улучшилась. Платежный механизм Instex, разработанный Германией, Францией и Великобританией и призванный обойти финансовую систему США в торговле с Ираном, не обработал ни одной транзакции. Подавляющее большинство компаний закрыло свои проекты в Иране.

Сомнительный с точки зрения международного права односторонний выход Трампа практически уничтожил согласованное соглашение о ядерном оружии 2015 года. Президент США хочет заставить Иран сесть за стол переговоров с помощью "самых жесткими санкций всех времен". Это трудно сделать со страной, которая десятилетиями подвергалась давлению со стороны США, была обложена санкциями и в состоянии самостоятельно совершать промышленный цикл от добычи железной руды до производства автомобилей. Причем эта страна также имеет огромные запасы нефти и газа.

Разрыв договора не стимулирует стремление к новым дипломатическим усилиям. Это роковая ошибка Трампа. Если бы путем реализации существующего соглашения было достигнуто доверие, то позже могли бы быть проведены более широкие переговоры. И то, лишь в том случае, если Иран получит за это огромные стимулы.

Кроме теплых слов европейцам оказалось нечего предложить Ирану, хотя они считают ядерное соглашение с важной вехой в предотвращении дипломатическими средствами того, чтобы Тегеран отказался создавать ядерные бомбы.

Альтернатива ужесточению санкций называется стратегией объятий: вы можете заманить Иран настолько большими деньгами, что он отойдет от ядерного курса. Забросать деньгами вместо снарядов. Эта стратегия была успешной однажды - в 1990 году, когда СССР вывел войска из Восточной Германии, расчистив путь для объединения Германии, когда Гельмут Коль и Джордж Буш старший пообещали миллиарды. Это также могло бы стать сценарием для Ирана.

Но для этого европейцы должны набраться смелости противопоставить что-то серьезное Трампу. Вместо робких шажков ЕС должен решительно представить свою внешнеполитическую стратегию. Европе следует целенаправленно покупать санкционированную Трампом иранскую нефть - в знак серьезности намерений.

Тогда этот шаг навстречу был бы принят Тегераном в качестве жеста, после которого он мог бы прекратить недавно начавшиеся нарушения ядерного соглашения и вернуться за стол переговоров. Это стоит попробовать сделать. Ведь альтернатива - война.

9160 просмотров