Вестник Кавказа

Грузинский премьер расставляет всех по местам

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"

До президентских выборов в Грузии осталось меньше недели. В течение последних дней премьер Бидзина Иванишвили, общаясь с зарубежными и грузинскими журналистами, обрисовал судьбу государства и отдельных политиков на ближайшее время. Грузия, по его мнению, через некоторое время станет самой привлекательной страной в регионе. Благодаря либеральному законодательству в бизнес-сфере, сюда потекут инвестиции, будут реализовываться наиболее рациональные и выгодные проекты, начнется реальное развитие курортного и туристических секторов, а также сельского хозяйства. Благодаря этому, понемногу решится проблема занятости и начнет повышаться качество жизни.

Более конкретно он высказался на политические темы. Победу в первом же туре президентских выборов 27 октября одержит кандидат от правящей коалиции «Грузинская мечта» (ГМ) Георгий Маргвелашвили. Второе место, видимо, займет выдвиженец бывшей партии власти Давид Бакрадзе, ненамного, как сказал премьер, согласно всем анализам, опережающий Нино Бурджанадзе. Сам Иванишвили уйдет в отставку не позднее 24 ноября, в течение недели со дня инаугурации нового президента. Кандидатуру своего преемника он объявит позднее – после того, как станет известно имя победителя президентских выборов, и это будет «очень достойный человек». Такой же «очень достойный кандидат» у Иванишвили имеется на должность мэра Тбилиси – выборы в местные органы власти состоятся примерно через год.

Последним заявлением о кандидатуре мэра Иванишвили фактически дезавуировал свои слова о том, что, уйдя в отставку с поста премьера, он прекратит политическую деятельность, будет заниматься любимым садоводством, а также активной гражданской позицией контролировать работу правительства. Даже косвенное участие вроде выдвижения кандидатуры на ту или иную политическую должность собственно и есть участие в политике. И вопрос о контроле работы правительства, разумеется, тоже. Каким образом будет это осуществляться – вопрос открытый. Иванишвили избегает ответа в присущем стиле – придет время, мол, и сами увидите.

Зато он вполне конкретен в отношении уходящего президента Михаила Саакашвили. Чем ближе президентские выборы, тем однозначнее звучат «прогнозы» премьера о том, что контакты Саакашвили (к слову, как и нынешнего мэра Тбилиси Гиги Угулавы) с прокуратурой неизбежны, а с судом – как получится у прокуратуры. Что ни день, то в отношении президента озвучиваются новые если не обвинения, то некие детали, нуждающиеся, очевидно, в уточнении.

«Вопросы к нему есть, – сказал премьер. – Если бывший премьер Вано Мерабишвили, бывший министр обороны Бачо Ахалая находятся в тюрьме, другого бывшего министра обороны Давида Кезерашвили поймали во Франции, генеральный прокурор Зураб Адеишвили в бегах, а против мэра Тбилиси Гиги Угулавы возбуждены три дела, то естественно, что вопросы есть и к президенту». Любопытно, что одновременно с Иванишвили по одному из грузинских телеканалов на ту же тему высказался главный прокурор Арчил Кбилашвили. Он сообщил, что имеется информация о том, что Саакашвили 27 тысяч раз передавал за символическую сумму государственное имущество различным лицам или организациям. «Президент имеет на это право, но конкретные факты рассматриваются, как и то, что стоит за каждым отдельным случаем», – сказал прокурор.

Впрочем, это не самое неприятное для Саакашвили. «Возбуждение уголовного дела против Саакашвили возможно по делу об обстоятельствах смерти премьера Зураба Жвания и по многим другим. В частности, по событиям 26 мая 2011 года, когда при разгоне митинга были убиты люди. Вы думаете, президент об этом не знал? Конечно же, знал. Я как гражданин не хочу, чтобы моего президента допрашивали или он попал в тюрьму, – это нехорошо для имиджа страны, однако есть прокуратура и суд, и в их дела я не вмешиваюсь», – заявил Иванишвили.

В эти дни грузинские СМИ отличились серией публикаций с новыми деталями о смерти Жвании, о которые ранее не упоминались. Как известно, тела Зураба Жвании и заместителя губернатора региона Квемо Картли Рауля Юсупова были обнаружены в конспиративной квартире в одном из престижных тбилисских кварталов Сабуртало. Версия о том, что они отравились угарным газом из-за неисправно работавшей печки, изначально не вызывала доверия в обществе. Всплывавшие впоследствии детали официальную версию смерти Жвании и Юсупова только расшатывали. Яшар Юсупов – отец покойного вице-губернатора, с первого дня трагедии утверждал, что сына убили, причем в другом месте, а в сабурталинскую квартиру привезли, потому как один из ботинков, обутых Раулем в тот день, исчез. Он же говорил об обнаруженной на теле сына точке, похожей на след от инъекции. Что-то похожее звучало и о премьере, а также о следе удара на затылке. Наконец, повторно возбужденное уже при новых властях следствие вышло на жительницу того же дома, которая утверждает, что видела, как тела заносились в квартиру.

Дальше – больше. Приводить все заявления грузинских политиков, экспертов, представителей общественности – не имеет смысла. И вероятно, стоит ограничиться лишь словами эксперта по вопросам Кавказа, депутата Мамуки Арешидзе о том, что Жвания погиб в президентской резиденции в Шавнабада (около Тбилиси), возможно, в присутствии самого Саакашвили, вина которого как минимум в утаивании правды. К этому же склоняется и брат покойного премьера Гога Жвания. А Яшар Юсупов настаивает, вопреки мусульманским традициям, – на эксгумации и проведении повторной экспертизы – истина важнее.

Представителям бывшей партии власти оборот, которое приняло «дело Жвания-Юсупова», крайне не нравится. Саакашвили раздраженно заявил, что он – не зебра из личного зоопарка Иванишвили, чтобы его можно было ловить, когда заблагорассудится и сажать в клетку. Его соратники пустили в ход уже хорошо известные обществу намеки о нетрадиционной ориентации погибших, из-за чего часть уголовного дела «не прозрачна», а потому порождает различные домыслы. Грузинские эксперты, к кому обратился за комментариями автор, воздержались от подробных комментариев до официального завершения следствия, хотя при этом единодушно заявили, что не верят в версию об отравлении угарном газом и что «почти абсолютно уверены в убийстве». «Думается даже, что повторное следствие завершено, и, возможно, известны имена подозреваемых в преступлении и замешанных в нем высокопоставленных лиц. Подробности будут обнародованы после президентских выборов, когда власть «националов» будет демонтирована основательно, и они не смогут влиять на решения правоохранительных органов. К тому же если есть необходимость в допросе президента, то сейчас он может воспользоваться иммунитетом неприкосновенности. После выборов у него этой возможности уже не будет», – сказал один из них.

В противовес им известный политолог Гия Нодия полагает, что степень «вовлеченности» Михаила Саакашвили в «дело Жвании-Юсупова» во многом зависит от Иванишвили. Он не исключил, что уходящего президента новые власти могут попытаться осудить. «Это негативно отразится на имидже Грузии и может осложнить процесс евроинтеграции… Возможно, это будет личной расправой Иванишвили… Может быть, Иванишвили хочет навредить процессу евроинтеграции Грузии и потому арестует Саакашвили. Это уже вопрос его мотивов и решений», – отметил Нодия.

Опуская не вполне корректное «арестует» – это не в компетенции премьер-министра, здесь стоит вспомнить о премьере Италии Сильвио Берлускони – суд и арест вошедшего в конфликт с законом знаменитого политика на позициях Рима в ЕС не отразился. В целом же положение бывших властей Грузии ухудшается на глазах. Близится к концу расследование обстоятельств странной спецоперации в Лапанкури, когда незадолго до парламентских выборов год назад вблизи дагестанского участка российско-грузинского границы объявилась некая вооруженная группа, ликвидированная грузинскими силовиками. Впоследствии выяснилось, что уничтоженный отряд был связан с чиновниками МВД Грузии. Теперь расследовать Лапанкурскую операцию будет еще и общественная комиссия, в которую вошли военные эксперты и местные жители.

Другая неприятность для бывших властей – раскрытие террористического акта в селении Хурча в Зугдидском районе, граничащем с Абхазией, в 2008 году. В Хурчу для голосования были привезены грузины Гальского района из неподконтрольной автономии. Следствие установило, что теракт, в результате которого были взорваны автобусы гальцев, был осуществлен сотрудниками МВД Грузии. Мотивы постановочного характера преступления, непосредственные исполнители которого – бывшие офицеры МВД могут получить до 20 лет наказания, или даже пожизненное заключение, видимо, еще будут выясняться. Но при этом очевидно, что нити тянутся куда-то к верхушке ЕНД.

10360 просмотров