Иран и Евразийский экономический союз (ЕЭАС) в конце июля начинают работу в режиме зоны свободной торговли (ЗСТ). Соглашение уже ратифицировано парламентами стран ЕЭАС – России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, а также парламентом Ирана. Раннее верховный лидер Ирана Али Хаменеи выразил надежду, что в будущем Иран станет полноправным членом ЕЭАС.
"Членство Ирана в ЕАЭС позволит реализовывать национальную продукцию в странах, имеющих с ИРИ общую культуру и историю. В условиях "экономики сопротивления" это является приоритетной задачей, учитывая, что сегодня товарооборот ИРИ с большинством стран союза является довольно низким", – заявил Хаменеи. Напомним, в мае 2018 года ЕАЭС и Иран подписали временное соглашение о ЗСТ, которое призвано увеличить торговый оборот между странами за счет облегчения таможенного режима. Единственный минус, это соглашение временное и рассчитано всего лишь на три года. Ситуация, однако, поправима. Не позднее чем через год после его вступления в силу стороны должны вновь начать переговоры и выйти на заключение постоянного соглашения о ЗСТ или начать процесс вступления Ирана в ЕАЭС.
По мере работы в рамках ЗСТ между Ираном и ЕЭАС будет расширена взаимная торговля. ЕАЭС снизил импортные пошлины для Ирана по 502 позициям. Это касается наиболее востребованных продовольственных товаров на постсоветском пространстве – фисташки, финики, инжир, изюм, креветки. А также посуда, бытовая химия и ковры. Приток валюты остро необходим иранской экономике в условиях санкций и создаст более устойчивые рабочие места. Иран, в свою очередь, снизит пошлины на 864 товаров. Страны ЕАЭС увеличат экспорт медикаментов, продукции химии, бумаги, текстиля, продукции сталелитейной промышленности, различных видов механического и электрического оборудования, автомобилей. Общие объемы экспорта могут возрасти на 73%. Определенно возрастет казахстанский экспорт ячменя, стального проката, семен рапса и баранины.
Другое дело, что ни временное, ни постоянное соглашение о ЗСТ не может изменить ситуацию радикально в экономиках наших стран, тут требуются системные изменения. Кроме того, доли взаимной торговли пока слишком небольшие, незначительно влияющие на рост экономики. Скажем, доля торговли Ирана с РФ в прошлом году была на уровне параметров торговли Россия-Армения. Это конечно неоправданно мало. Правда, согласно результатам анализа Евразийской комиссии, наибольший прирост ВВП от ЗСТ ЕАЭС-Иран ожидается в России – около 1,3 млрд дол., в Казахстане –508,6 млн доларов. Увеличение показателей в Белоруссии составит 78,6 млн дол., в Армении –27 млн дол., в Киргизии –12 млн долларов.
Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев считает, что главное - создание систем без долларовых платежей, или хотя бы независимой от системы расчетов SWIFT. "Иран заключил двусторонние валютные соглашения с Турцией, Россией, Китаем, Индией, Азербайджаном. Но зависимость от доллара в большей степени внутренняя проблема самих стран, даже в России до сих пор существенная часть сделок рассчитывается в долларах", - сказал "Вестнику Кавказа" Караваев.
Что касается логистики, то как считает эксперт, здесь имеются определенные положительные подвижки с Азербайджаном, в Астаре (создано зернохранилище и склад для готовой продукции на железнодорожной линии, связывающей Иран с Россией). ЗСТ с Ираном послужит стимулом для развития транспортно-логистической инфраструктуры обеих сторон, имеющей ряд проблем, затрудняющий торговлю. В связи с формированием ЗСТ будет создана новая точка торгово-экономического притяжения, что должно положительно отразиться на развитии международного транспортного коридора "Север-Юг". Морской путь подразумевает развитие коридора через Каспийское море, которое напрямую соединяет Иран и Россию. На сухопутном пути развитие может получить в сторону организации железнодорожного транзита через Грузию и Армению, или через Азербайджан.
С Казахстаном подписано несколько меморандумов в сфере торговли и таможни. В Армении в торговлю с Ираном вовлечена свободная экономическая зона (СЭЗ) "Мегри": производители из Ирана могут ввозить сырье в СЭЗ и получать готовую продукцию для поставок на рынок ЕАЭС. Белорусы заинтересованы в поставках своей машиностроительной продукции и быстро снимают различные правовые ограничения. Но основная доля двусторонних проектов будет ложиться на Россию. Скажем, по результатам опроса российского экспортного центра (РЭЦ) из 76 перспективных и реализуемых в Иране проектов ЕАЭС (63 проекта из России, 5 из Киргизии, по 4 из Казахстана и Белоруссии).
Вместе с тем, в странах ЕАЭС просчитывают и минусы от сотрудничества со страной, которая находится под жесткими санкциями США. Если страны ЕАЭС не возражают против сотрудничества в рамках ЗСТ, то говорить о вступлении Ирана в ЕАЭС пока преждевременно. В частности, Казахстан, как сказала "Вестнику Кавказа" политолог Жанар Тулиндинова, не поддержит идею членства Ирана в этой организации. "Это неизбежно способствует политизации ЕАЭС в глазах международной общественности и трансформации ее в некую антизападную коалицию, учитывая сложные отношения с "коллективным Западом" как России, так и Ирана, а для Казахстана это крайне нежелательный эффект. Для Казахстана торгово-экономическое сотрудничество с Западом тема крайне чувствительная, поскольку ЕС – основное направление экспорта казахстанский углеводородов, а компания "Тенгизшевройл", в которой доля американцев составляет 75%, – крупнейший налогоплательщик в Казахстане. Надо сказать, что одним из источников евразофобии в Казахстане были санкции Запада отношении России, вернее, их влияние на экономику других стран-членов ЕАЭС, а если быть еще точнее, риски переноса санкций на всю организацию", - отметила Тулиндинова. По ее мнению, учитывая, что Иран является активным участником санкционного противостояния с Западом, эти фобии только усилятся. Надо сказать, что одним из главных аргументов евразоскептиков в Казахстане является опасение, что они рассматривают ЕАЭС не как экономическое объединение, а как политический союз. Любое педалирование Россией включения в ЕАЭС условных "стран-изгоев" способно только усилить антиевразийские настроения в казахстанской общественной повестке.