Иран и Армения – две соседние страны, которые по политическим причинам находятся в блокаде той или иной степени. На Тегеран наложены чувствительные санкции из-за ядерной программы, у Еревана (в связи с оккупацией ВС Армении 20% азербайджанской территории Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов) перекрыты коммуникации со стороны двух других соседних стран – Азербайджана и Турции. Кажется закономерным, что в такой ситуации Тегеран и Ереван периодически пытаются с помощью друг друга улучшить то положение, в котором находятся. Очередная попытка была озвучена на днях – иранская сторона обратилась к армянской с предложением создать зону свободной торговли (ЗСТ). По всей видимости, оно будет принято. Хотя с другой стороны, возникают некоторые вопросы. В частности, как создание ЗСТ будет сочетаться со вступлением Армении в Таможенный союз (ТС) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС)? Или не войдет ли это в противоречие с международными санкциями против Ирана, которые в последнее время хоть и несколько ослаблены, но продолжают действовать?
Впрочем, второй вопрос может казаться не столь актуальным, если вспомнить, как Вашингтон хоть и выразил недовольство, но в итоге закрыл глаза на «всплеск» армяно-иранского взаимного интереса несколько лет назад, в пик антииранских санкций. Тогда снисходительное отношение США к проектам, о реализации которых вроде договорились Ереван и Тегеран объяснялось «пониманием» супердержавы того положения, в котором находилась Армения – дескать, в Вашингтоне не без участия армянского лобби решили, что ничего страшного не произойдет, если две страны реализуют совместные малообъемные энергетические программы. Но звучала и другая версия, объясняющая молчаливость США тем, что по прикидкам тамошних специалистов, ни до чего конкретного между Ираном и Арменией не дойдет. Обе версии имеют право на существование. Потому как и объемы предполагавшегося сотрудничества были в целом незначительны, хотя и важны – особенно для Армении, и американские эксперты были правы в предположении, что все проекты по ряду причин останутся только проектами.
Между тем в достигнутых договоренностях были весьма примечательные составляющие. В частности, из Армении в Иран должна была быть построена линия электропередачи (ЛЭП), которая разрешила бы вопрос энергоснабжения приграничных иранских территорий. Была достигнута договоренность о прокладке нефтепровода из Ирана в Армению. Более того, в армянском приграничье должен был быть построен нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), производственная мощность которого могла бы избавить Армению от импорта бензина. И, наконец, в качестве жеста добрососедства Иран объявил о том, что вводит нулевые транзитные ставки на своих дорогах для армянских автомобильных грузоперевозчиков. А через некоторое время провозгласил намерение ввести те же нулевые пошлины для Армении в своих портах Бендер-Аббас на берегу Персидского залива и Энзели – Каспийского моря.
Из-за международных санкций у Тегерана не оказалось возможностей для инвестиций за рубежом
«К сожалению, дальше слов дело не пошло – ни один проект не был реализован. Даже не был подписан ни один договор, а только протоколы о намерениях, которые так и остались намерениями. Но проекты были действительно интересными», - сказал «Вестнику Кавказа» замдиректора Фонда стратегических исследований «Нораванк» Севак Саруханян. По его мнению, главной причиной того, что они не были реализованы, стала нехватка денег. Во всех проектах изрядная финансовая нагрузка ложилась на Иран. И, вероятно, возможности были не просчитаны полностью. «Необходимых средств не нашлось. Из-за международных санкций у Тегерана не оказалось возможностей для инвестиций за рубежом. Те же санкции мешали привлечению инвесторов со стороны. В итоге все осталось на бумаге», - заявил Саруханян.
Теперь же, по его словам, ситуация такова, что по прошествии нескольких лет у Ирана отпала острая необходимость в получении армянской электроэнергии. Что же касается нефте-бензиновых проектов, то они изначально выглядели сомнительно. Строить НПЗ – очень дорогое удовольствие, и не только с материальной точки зрения, но с технологических позиций. Гнать из Ирана по трубопроводу не нефть, а бензин – тоже не очень понятная затея, потому что у самого Ирана внутренний дефицит.
Аналогичные вопросы с грузоперевозками. Предложение Тегерана о нулевых тарифах на дорогах и в портах было исключительно добрососедским. Вопрос в том, что и в каком количестве перевозить, чтобы это было рентабельно? Ответа не нашлось.
«Из всего «пакета идей», на мой взгляд, актуальным остается только строительство железнодорожной ветки, которая соединила бы железные дороги Ирана и Армении. Однако и это предложение, наверное, полностью обесценится, если в эксплуатацию будет введена дорога Кезвин-Решт-Астара, которая соединит железнодорожные сети Ирана и Азербайджана», - сказал Саруханян. В этом случае, по его мнению, Тегеран остынет к проекту железнодорожного выхода в Армению, тем более что абхазская железная дорога, через которую предполагался выход в Россию, естественно, через Грузию, так и не введена в эксплуатацию, и неизвестно, когда она заработает и заработает ли вообще. Тогда как через Азербайджан Иран и так получит выход к грузинским черноморским портам, а оттуда – хоть в Россию, хоть куда.
Создание ЗСТ никак не противоречит вступлению Армении в ТС и ЕАЭС
Тем не менее эксперт считает прозвучавшую идею о создании ЗСТ интересной, а главное – нужной обеим странам. Во-первых, Иран все еще находится под режимом санкций и старается либерализовать торговые отношения с непосредственными соседями. В Тегеране эту линию называют политикой создания зон свободной торговли и свободных терминалов, и стараются ими обходить те ограничения и барьеры, которые несут наложенные на страну западные санкции. Во-вторых, в Армении переосмыслили положение дел с Ираном - товарооборот в последние годы неуклонно сокращается, и если в торговые отношения не вдохнуть новую жизнь, то армяно-иранские экономические отношения могут остаться только в энергетической сфере.
«Создание ЗСТ никак не противоречит вступлению Армении в ТС и ЕАЭС. Не надо думать, что иранские товары начнут без пошлин поступать на рынок стран ТС. Это чисто армяно-иранский проект, и любая иранская продукция, которая будет поступать из Армении в ТС, будет облагаться соответствующей пошлиной», - считает Севак Саруханян. В целом же, по мнению эксперта, Тегерану и Еревану надо хоть что-то делать в экономической сфере, чтобы отношения в этой области хоть как-то соответствовали очень неплохому уровню двусторонних политических отношений – Армения и Иран неоднократно поддерживали друг друга на мировой арене по важным вопросам. Пусть эта поддержка не играла определяющей роли в решении того или иного вопроса, но однозначно фиксировала добрососедские отношения. Теперь они нуждаются в экономическом наполнении. «Поэтому можно предположить, что вслед за предложением создать зону свободной торговли, появятся и другие», - сказал Саруханян. Однако вопрос будут ли они реализованы, остается открытым.