”Трамп расшвыривает своих союзников”, - пишет бельгийское издание Le Soir. ”Главный беспредельщик”, - объявило немецкое финансовое издание Handelsblatt. Редакция Le Monde назвала американского президента ”жестоким и тяжелым на руку”. В Европе президент Трамп также часто мелькает в заголовках различных изданий как и на Ближнем Востоке. Но после прибытия в пятницу в приморский город Таормина на встречу стран G7 государственный деятель, которого приветствовали в Саудовской Аравии и Израиле, теперь изображается как ужасный американец, попирающий друзей Америки и разрушающий трансатлантический союз. То ли из-за того, что американский президент отчитал членов НАТО за их неравноценный вклад в альянс, то ли из-за критики в адрес Германии за ее активное сальдо торгового баланса с Соединенными Штатами, то ли из-за того, что он оттеснил лидера Черногории по дороге на фотосессию, теперь Трампа считают не дипломатом, а разрушителем.
Как пишет New York Times в статье Mild in Mideast, Trump Is All Elbows in a Europe Eager to Jab Back, это более знакомая роль для президента. По словам его помощников, Соединенным Штатам нужно выплачивать дивиденды в виде лучших торговых сделок и более равномерного распределения расходов на безопасность. Однако, по словам критиков, он упускает из виду тот факт, что наиболее прочные американские альянсы находятся в Европе, а не на Ближнем Востоке, и что европейцы вряд ли будут терпеть негодование Трампа. ”Все видят, что он пытается быть жестким переговорщиком с европейцами, которых он, по-видимому, рассматривает как кучку слабаков, - сказал Даниэль Грос, директор Центра европейских политических исследований, аналитического центра, расположенного в Брюсселе. - Но никто не видит смысла в том, чтобы платить ему той же монетой. Они думают, что в отношении торговли будет предпринято мало действий. В конце концов, они считают его поведение безвредным”.
Вечером в пятницу представители Белого дома сообщили, что первый день встреч Трампа с лидерами Великобритании, Германии, Франции, Италии, Канады и Японии был оживленным и продуктивным. По их словам, лидеры обсуждали терроризм, Северную Корею, Иран, торговлю и изменение климата, и появилась даже надежда на то, что Соединенные Штаты и Европа могут заложить некоторые общие позиции в отношении будущего Парижского соглашения о климате.
Гэри Д. Кон, директор Национального экономического совета, сравнил атмосферу встречи с семейным обедом с тремя дочерьми, когда все за столом убеждены в своей правоте. ”Было много такого, что я бы назвал подталкиванием и продавливанием, - сказал Кон. - Я думаю, что президент понял, насколько важно для США проявлять лидерство”.
Тем не менее тон встречи значительно отличался от атмосферы визита на Ближний Восток, в ходе которого Трамп избегал читать лекции саудовцам в отношении прав человека или израильтянам о строительстве еврейских поселений на Западном берегу. Его жесткие заявления в Европе предполагают, что он может стать самым вызывающим разногласия американским лидером. В четверг в Брюсселе он сказал европейским лидерам, что Германия ”очень плохая” и пожаловался на ”хронические недоплаты” в НАТО. Немецкие СМИ сообщили, что он угрожал прекратить импорт немецких автомобилей, а некоторые из них - с преувеличением, вызванным неточным переводом комментариев Трампа на немецкий, - написали, что он назвал немцев ”очень злыми”.
Кон постарался смягчить эти комментарии: ″Трамп сказал, что Германия очень плохо относятся к торговле, но у него нет проблем с этим государством. Он сообщил, что его отец из Германии”. (На самом деле дед Трампа, а не его отец, эмигрировал из Германии).
Каковы бы ни были его намерения, Трамп нанес глубокую рану в административное сердце Европы. На церемонии открытия новой штаб-квартиры НАТО Трамп обвинил коллег в том, что они не выплачивают свою справедливую долю расходов альянса. Позже, во время так называемого ”семейного фото” лидеров, Трамп оттеснил премьер-министра крошечной Черногории Дуско Марковича, чтобы занять свое место, затем он поправил свой пиджак и осмотрел помещение. Видео этого инцидента, который быстро привлек всеобщее внимание, выкристаллизовывает двусмысленное отношение Трампа к европейцам.
”Президент Дональд Трамп сказал, что заботится о том, чтобы ”не давать советов” лидерам арабского мира, - говорится в редакционной статье Le Monde. - Но американский президент не обременяет себя таким отношением к своим европейским союзникам”.
В какой-то степени разница в тоне Трампа могла возникнуть из-за приема, который был оказан ему на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия принимала президента по-королевски: во дворцах устраивались щедрые банкеты, а его фото проецировалось на стены зданий. В Израиле Трамп был встречен премьер-министром Биньямином Нетаньяху с распростертыми объятиями. В Европе Трамп столкнулся с более холодной аудиторией, которая рассматривала его не как завоевателя, а как своенравную личность, которую нужно вернуть на правильный путь. ”Европейцы не организовали для него королевский прием. Они не относились к нему как к королю мира, - сказал Фолькер Пертес, директор Немецкого института международных дел и безопасности. - Они заявили: ”Мы надеемся, что он понимает ЕС, мы надеемся, что он понимает НАТО””.
Трамп казался более спокойным в Саудовской Аравии, которой управляет наследственная королевская семья, чем в Европе, где он столкнулся с юношеским духом таких лидеров, как 39-летний французский президент Эммануэль Макрон. Дочь Трампа Иванка и зять Джаред Кушнер присоединились к нему для встречи с 80-летним монархом Саудовской Аравии, королем Салманом, но они уехали в Вашингтон, прежде чем американский президент прибыл в Италию.
На Ближнем Востоке г-н Трамп обошел трудные темы прав человека. В Европе, однако, он повторил жалобы, озвученные во время президентской кампании в отношении того, что он охарактеризовал как недобросовестную торговую практику Европы и ее нежелание вносить свою долю в расходы на оборону.
Трамп получил похвалу за свое выступление на Ближнем Востоке даже от критиков. Он не совершил никаких серьезных оплошностей, получил некоторые долговые обязательства от Саудовской Аравии и вернул Соединенные Штаты обратно в центр событий в регионе. Но у него не было подобной повестки в ходе европейского визита.
Президент попытался использовать смертельный теракт в Манчестере для того, чтобы подкрепить свою повестку дня борьбы с терроризмом. В НАТО он попросил минуту молчания, чтобы почтить память жертв нападения. Однако затем он быстро перешел к спору о распределении бремени.
По словам европейских экспертов, в отличие от его подхода к торговле, давление Трампа на союзников в отношении внесения большего вклада в НАТО, похоже, работает. ”Европейцы настолько укоренились в своем стадном мышлении, что не слышат логических доводов, - сказал Джон К. Корнблюм, бывший американский посол в Германии. - Они начнут двигаться, когда будут вынуждены двигаться, и в основном из-за угроз и запугивания”.
Единственный вопрос, по которому Трамп, по-видимому, пошел на некоторые уступки, касался изменения климата. Хотя официальные представители Белого дома говорят, что он по-прежнему скептически относится к Парижскому соглашению, Кон считает, что американский президент внимательно выслушал европейских лидеров, предоставив слово некоторым из них, прежде чем выступить самому, чтобы услышать их аргументы о том, почему Соединенным Штатам не стоит выходить из соглашения.
Под сильным давлением европейских лидеров помощники Трампа лавируют в отношении коммюнике об изменении климата, которое они надеялись опубликовать в субботу. ”Его взгляды изменяются, - сказал Кон во время брифинга. - Он пришел сюда, чтобы учиться. Он пришел сюда, чтобы стать умнее”. В то же время советник по национальной безопасности подполковник Х. Р. Макмастер сказал, что даже если мнение Трампа будет меняться, он примет решение на основе ”того, что лучше для американского народа”.