В Баку сегодня встречали президента Ирана Хасана Рухани, прибывшего с официальным визитом в Азербайджан. На площади, где развевались государственные флаги двух стран, в честь президента Ирана был выстроен почетный караул. Хасан Рухани и Ильхам Алиев пожали руки…
И вдруг, как гром среди ясного неба пришло сообщение: вертолет Ми-24, принадлежащий ВС Армении, следуя боевым курсом в 1700 метрах к северо-востоку от села Кенгерли Агдамского района, атаковал азербайджанские позиции.
Но неожиданностью это стало столько для обывателей. Азербайджанские военные говорят, что за последние три дня самолеты и вертолеты армянской армии совершили несколько полетов вдоль линии фронта, поэтому к появлению Ми-24 были готовы. В результате огня, открытого с азербайджанских позиций, вертолет был сбит и упал в 500 метрах от передовой. По предварительной информации, в сбитом вертолете погибли трое армянских военнослужащих.
Реакция мирового сообщества последовала довольно быстро. "Уничтожение армянского военного вертолета несет серьезный риск обострения этого замороженного конфликта", - заявил генсек Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Ламберто Занньер на слушаниях в Комитете по иностранным делам Европарламента.
Строить предположения о том, зачем нужно было направлять боевую машину, бессмысленно - к широкомасштабным военным действиям Армения не готова и азербайджанский военный потенциал существенно превышает армянский. Эксперты сошлись во мнении, что это была очередная провокация на оккупированных территориях. И, надо заметить, довольно дерзкая. В последний раз ситуация в регионе обострялась в конце июля - начале августа. В течение нескольких дней между армянскими и азербайджанскими пограничниками вспыхивали перестрелки, в результате которых потери понесли обе стороны. Ситуация тогда оказалась на грани войны.
Снять напряженность помогла сочинская встреча президентов Путина, Алиева и Саргсяна. 10 августа после длительного перерыва руководители трех стран сели за стол переговоров. Начался диалог и президенты Армении и Азербайджана вроде бы выразили готовность его продолжать.
После саммита глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что были выработаны договоренности о совместном расследовании инцидентов и выработке дополнительных мер, которые позволили бы такие инциденты предотвращать.
Однако вероятно, в Армении нашлись силы, решившие отказаться от исполнения этих договоренностей. Некоторые политические силы в Ереване, видимо, сочли ни к чему не обязывающими как встречу Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева 4 сентября по инициативе госсекретаря США на полях саммита НАТО в Ньюпорте, так и переговоры, прошедшие 27 октября по инициативе президента Франции в Париже.
Франсуа Олланд заявил тогда, что настало время для подготовки всеобъемлющего мирного соглашения. Однако после сегодняшней провокации говорить об укреплении мер доверия будет весьма проблематично.
Цель провокации в целом ясна - отсутствие подвижек может на переговорах может поставить крест на урегулировании, что на руку определенным силам Армении, которых устраивает статус-кво, когда Нагорный Карабах де-факто находится под управлением Еревана. Очевидно, что провокация стала также элементом внутриполитической борьбы, перманентно ведущейся в Армении и обострившейся в последнее время.
Причем провокаторов не останавливают ни человечески жертвы, ни страдания людей, уставших от бессмысленного противостояния. Те, кого дома ждут матери, отцы, жены, дети, хотят скорейшего урегулирования, но они вынуждены выполнять приказы политиканов, сделавших военных заложниками конфликта. Когда же победит разум? Когда люди откажутся от бредовой идеи создания мононационального государства, от изгнания представителей другой национальности с их земель, "вина" которых только в том, что они представители другого этноса? Когда сыновей собственного народа перестанут отправлять на верную смерть?