Азербайджан. Какие ассоциации связаны у большинства молодых россиян с этой страной? Каспий, карабахский конфликт, супердорогой для жизни Баку, как утверждает популярная передача «Орел и решка». Азербайджанская диаспора, которая выступает в качестве представителя своего государства и народа в России. Согласитесь, не слишком продолжительный и впечатляющий ряд.
Можно констатировать, что новое поколение россиян, тех, кто родился уже после распада Союза, очень мало знает об этой стране, которая не только была одной из республик СССР, но и по сей день выступает как союзное нам государство, с которым современная Россия ведет дружественный диалог по всем линиям сотрудничества – экономика, культура, образование, безопасность.
Откуда возникает дефицит информации? Ведь помимо экономического и политического интереса, который представлен нефтегазовой тематикой и вопросами региональной безопасности, наши страны постоянно взаимодействуют между собой в совершенно разных областях. Форумы, видео-мосты, экспертные мероприятия (политологов, экономистов и т.д.) проходят на постоянной основе. Но, тем не менее, помимо профессиональных коммуникаций, сформировавшихся в основном еще между старшим и средним поколением бакинцев и москвичей, современная молодежь мало знает про Азербайджан, особенно его культуру и историю. Этот очевидный спад начинает проявляться особенно рельефно в возрастной группе после 25 лет.
Нынешнее поколение молодых россиян любит путешествовать. Нам доступно то, что до определенного момента не было доступно нашим родителям. Возможность узнавать мир, побывав в самых различных точках евразийского континента. Ни для кого не секрет, что в список наиболее часто посещаемых мест входят Испания, Турция, Италия. В последнее время к ним добавились труднодоступные и экзотические страны Вьетнам и Китай. Но стоит обратить внимание на то, что в этом списке отсутствуют страны постсоветского пространства, которые обладают важнейшим фактором привлекательности для молодых туристов из России: в этих странах знают русский язык, и в большинстве своем сохраняют память о нашей общей истории. К числу таких стран, безусловно, относится и Азербайджан, где великое множество уникальных памятников истории различных эпох.
Замечу, что если обратиться к интернет поисковикам, то тот, кто даже ни разу не побывал в Азербайджане может узнать о громадном туристическом потенциале этой страны: великолепные отели, каспийское побережье, памятники древности, такие как Девичья башня, огромный Диснейленд в Габале. Что уж говорить об азербайджанской кухне. Хотя, замечу, что московские рестораны, едва ли могут дать представление о том, какого качества блюда предлагаются даже в самых маленьких бакинских кафе, где каждый повар чтит любого гостя/клиента, как лучшего друга, зашедшего на огонек.
Так в чем же дело? Почему выбирая не самые элитные турецкие курорты, или к примеру забитую до отказа Италию, студенты из Москвы оставляют в стороне варианты отдыха в соседнем Азербайджане. На самом же деле вопрос не так прост, как кажется. Чтобы клиент купил именно этот товар/услугу, нужно предложить хорошую упаковку. А именно этой упаковки, Азербайджану как стране привлекательной для туристов явно не хватает. Я не имею в виду рекламу шикарных отелей или дорогих гостиниц. Тот, кто тяготеет к luxury отдыху, может выбрать места поэкзотичнее. Не на него должен делаться расчет.
Согласитесь, что для не самых богатых студентов второго-третьего курсов, бакинские цены далеко не самые подъемные. А есть ли в таком случае разумная альтернатива? Например, экологический или исторический туризм в Азербайджане. Студенты кафедр археологии и истории искусства исторического факультета МГУ имеют возможность съездить в Италию на практику за очень разумные деньги, сочетая профессиональную подготовку и отдых. Есть ли что-то подобное в Азербайджане, признаюсь, что не располагаю подобной информацией.
Возможно, владельцы частных отелей заинтересованы в привлечении богатых клиентов. Но для позиционирования страны необходимо закрепление ее исторического образа, представление о ее социокультурном облике, а эту задачу можно решить только за счет привлечения массового туриста, прежде всего, молодежи. В этом плане даже проект “Евровидение”, успешно проведенный в Баку, едва ли даст реальное представление людям впервые побывавшем в Азербайджане, о том, что это за страна, и чем по стоящему гордятся ее люди. Азербайджан ведь это не только Баку, это Габала, Исмаилы, Гусары, Казахский район, шекинцы и множество других уникальных черт страны и народа, которые трудно разглядеть из окон шикарных авто.
Приобщение гостей к истории страны через развитие историко-культурного туризма, может и не дать такой большой прибыли туристическому бизнесу, но ведь это как раз тот случай, когда далеко не все изменяется деньгами. Восстановление былых отношений для новых поколений азербайджанцев и россиян - более актуальный вопрос, особенно с учетом практически полного отсутствия знания, среди молодого поколения, о казалось бы столь близкой нам стране.