Недавний рабочий визит президента Азербайджана в Германию, по завершении которого Ильхам Алиев отправился в швейцарский Давос, оставил немало информации для размышлений. По понятным причинам, многие детали переговоров и достигнутых договоренностей остались "за закрытыми дверями". Однако некоторые итоги визита очевидны уже сегодня.
Во-первых, рабочая поездка президента Алиева в Берлин состоялась по инициативе немецкого канцлера, и, по нашим данным, была подготовлена в кратчайшие сроки. Таким образом, именно Германия выступила в качестве стороны, инициировавшей встречу с азербайджанским лидером. Что же так срочно понадобилось немцам от Баку?
Известно, что ФРГ, как и весь Евросоюз, в условиях ожесточенного противостояния с Россией, придают большую значимость альтернативным источникам поставок энергоносителей. Об этом Ангела Меркель прямо заявила в ходе пресс-конференции по итогам визита Ильхама Алиева. Примечательно, что в своем заявлении Меркель, говоря о растущей значимости Азербайджана как партнера Европы, не стала лукавить и сделала первоначальный акцент именно на наличии в стране запасов нефти и газа, а также проекте "Южного энергетического коридора". В этом контексте Меркель также подчеркнула возможную роль немецких предприятий в вопросе диверсификации азербайджанской экономики.
Второй компонент визита, по словам Меркель – это актуальное геополитическое положение Азербайджана и нагорно-карабахский конфликт. И, наконец, третий компонент – внутриполитическая ситуация в Азербайджане, в том числе, вопросы прав человека. В частности, немецкий канцлер затронула тему функционирования в стране различных немецких фондов и организаций на прочной правовой основе.
Довольно символично, что фоном к берлинскому визиту Ильхама Алиева послужило сенсационное заявление главы "Газпрома" Алексея Миллера о планируемом отказе от транзита российского газа в Европейский союз через территорию Украины. В подтверждение своих слов глава "Газпрома" на днях указал и конкретный срок прекращения поставок газа через Украину – 2019 год. В том же году, уже по словам президента Алиева, будет запущен проект Трансадриатического газопровода, с помощью которого газ из каспийского бассейна будет доставлен в Европу. Одновременно Россия планирует построить свой "Турецкий поток" взамен "Южного потока", реализацию которого до последней минуты тормозил Брюссель. Казалось бы, энергетические интересы Азербайджана и России в европейском направлении вновь пересекаются, но Москва и Баку, несмотря на это, взяли курс на активное сближение. Очевидно, что в связи с этим у ЕС, еще не пришедшего в себя после "турецкой газовой комбинации" Владимира Путина, возникли вопросы к Ильхаму Алиеву. Формирование энергетического треугольника Москва-Баку-Анкара не может не беспокоить европейцев, особенно, с учетом близких отношений и взаимной симпатии между лидерами всех трех стран.
Евросоюз, включившись в бескомпромиссную геополитическую конфронтацию с Россией, стремится перетянуть непосредственное окружение России на свою сторону. В случае с Молдавией и Грузией, где у власти находятся откровенно прозападные силы и обозначен вполне четкий атлантический внешнеполитический вектор, эта задача решается сравнительно просто. Обладающий же куда большей экономической устойчивостью, и, как следствие, реальным суверенитетом, в том числе, и в своей внешней политике Азербайджан – "крепкий орешек" для Запада. Баку не собирается жертвовать своими отношениями с Москвой в угоду третьим странам, в то время как сам Запад закрывает глаза на оккупацию Арменией азербайджанских земель.
Довольно показательны вопросы немецких СМИ (как правило, они заранее согласовываются с протокольной службой канцлера), заданные президенту Алиеву. Так, журналист общественного телевидения ZDF спросил у азербайджанского президента, насколько реалистичным ему представляется восстановление Украиной собственной территориальной целостности. И почему, собственно, на подобный вопрос должен отвечать президент Азербайджана – страны, даже не имеющей общей границы с Украиной? Что это, если не едва завуалированная попытка спровоцировать главу государства на антироссийские заявления?
Впрочем, с выпускником МГИМО Алиевым этот номер не сработал. Подтвердив приверженность Азербайджана принципу территориальной целостности государств, президент Азербайджана увел разговор в другое русло: ко всем конфликтам, в результате которых нарушается территориальная целостность государств, должен быть осуществлен единый подход – то, чего Азербайджан ожидает от Запада. После этого ответа Алиева, очевидно не удовлетворившего западных партнеров, немецким журналистам, похоже, была дана команда "фас", и на президента посыпались критичные вопросы, связанные с ситуацией с правами человека в Азербайджане в западной интерпретации. При этом, бесцеремонно нарушая регламент пресс-конференции (изначально было обговорено по два вопроса каждому из лидеров), немецкие журналисты задавали по два, а то и по три вопроса за раз. Делалось это с молчаливого согласия модератора.
Вернемся, однако, к существу вопроса: готова ли Германия к единому подходу к конфликтам, сопровождающимся нарушением территориальной целостности государств? Очевидно, что нет. Как минимум, до тех пор, пока карабахские сепаратисты вроде "спикера парламента НКР" Ашота Гуляна, спокойно въезжают на территорию ФРГ, проводят в Берлине свои конференции с участием немецких экспертов, и даже встречаются здесь с депутатами Бундестага. Можно ли представить, чтобы аналогичную конференцию в Берлине провели, скажем, руководители "ДНР" и "ЛНР"? В лучшем случае, их бы повернули обратно с немецкой границы, а в худшем – передали бы киевским властям.
То есть, никакого единого подхода к конфликтам с нарушением территориальной целостности стран ЕС демонстрировать и не думает. Принцип территориальной целостности в различных ситуациях становится для Евросоюза в большей или меньшей степени приоритетным исключительно в зависимости от собственных интересов. Отвечая на вопрос азербайджанского журналиста о том, почему Германия не вводит санкции против Армении, оккупировавшей азербайджанские территории, и не является ли это проявлением двойных стандартов, Ангела Меркель "перевела стрелки" на Россию. "Россия, если выражаться совсем уж осторожно, играет не последнюю роль в этом конфликте. С учетом того, что Россия и Армения в данном конфликте некоторые вещи делают сообща, то вы можете исходить из того, что мы придерживаемся единых подходов", - заявила Меркель.
Как отмечал "Вестник Кавказа", ответ бундесканцлера не выдерживает никакой критики, поскольку еще до украинских событий (даже после августовской войны с Грузией!) европейцы весьма благосклонно относились к роли Кремля в урегулировании конфликта, не скупясь, к примеру, на похвалы в адрес Дмитрия Медведева в ходе его активной посреднической миссии. Но на данном этапе, когда Россия и Запад оказались в состоянии конфронтации, позиция Берлина резко изменилась. Теперь, согласно Меркель, Россия и Азербайджан – чуть ли не противоборствующие стороны конфликта. Что это, если не очередная попытка стравить Баку с Москвой? Наконец, если дело обстоит именно так, то, как госпожа Меркель объяснит ежегодное выделение финансовой помощи на десятки миллионов долларов сепаратистскому карабахскому режиму вовсе не Россией, а из госбюджета США? Можно ли себе представить, чтобы США оказывали прямую финансовую помощь Абхазии, Южной Осетии, "ДНР" или "ЛНР"? В случае с карабахскими сепаратистами дело происходит с точностью до наоборот, поскольку Запад имеет существенные интересы в нагорно-карабахском конфликте и использует его (как и другие центры силы) в качестве рычага давления на обе стороны конфликта – Армению и Азербайджан.
Заняв четкую позицию бескомпромиссного соблюдения международного права в конфликте, Запад в ту же секунду "выбывает" из борьбы за политическое влияние в Армении. А в том, что ЕС и США не оставляют попыток перетянуть на свою сторону и Ереван, сомневаться не приходится. Их едва прикрытая поддержка в разжигании антироссийских настроений после событий в Гюмри служит тому ярким доказательством. К тому же, не стоит забывать, что армянские националисты на Западе в большом фаворе, ибо именно они сыграли не последнюю роль в расшатывании внутриполитической обстановки в СССР при преступном попустительстве Михаила Горбачева, что, в конечном итоге, и привело к "крупнейшей геополитической катастрофе XX века".
В таких условиях, под предлогом уже введенных из-за Украины санкций против России, Германия пытается хоть как-то оправдать отсутствие политической воли ввести санкции против Армении - суверенного (как минимум, формально) государства, войска которого, по данным самого же правительства Германии(!), находятся в Нагорном Карабахе и прилегающих к нему других оккупированных территориях Азербайджана.
Как не без удовольствия отметила Ангела Меркель, Азербайджан, будучи участником программы "Восточное партнерство", не стремится к членству в ЕС – такая модель сотрудничества, по словам канцлера, и была исходным пунктом "Восточного партнерства". Да, в отличие от Киева, Тбилиси или Кишинева, самодостаточный Баку не собирается топтаться в предбаннике ЕС. Центральная проблема страны – это оккупация одной пятой ее территории. И в своих отношениях как с Вашингтоном, Брюсселем, Берлином, так и с Москвой, во главу угла Азербайджан ставит именно разрешение нагорно-карабахского конфликта в соответствии с собственными национальными интересами и на основе норм международного права, что в данном случае означает одни и те же базовые принципы урегулирования. И этот фактор Баку будет учитывать при выстраивании энергетических и политических отношений, как с Германией и Западом в целом, так и со всеми другими своими партнерами.