19–20 июня министры иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмар Мамедъяров и Зограб Мнацаканян встретилсь в Вашингтоне с советником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном (Mfa.gov.az, 19 июня; Panorama.am, 20 июня). Министерства иностранных дел двух стран Южного Кавказа сообщили, что на встрече обсуждались урегулирование карабахского конфликта и ситуация на Ближнем Востоке (BBC News Русская служба, 21 июня). Встреча проходила при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Trend, 20 июня). Впервые с 2009 года переговоры в этом формате проводились в Соединенных Штатах (BBC News Русская служба, 21 июня), а личное участие Болтона в процессе продемонстрировало растущий интерес США к Южному Кавказу.
Как отмечает Jamestown Foundation в материале Azerbaijan, Armenia Respond to Growing US Engagement in South Caucasus, на это повлияли недавние события в российско-американских отношениях. В некоторых кругах сотрудничество Москвы и Вашингтона (вместе с Европейским союзом) в целях мирного разрешения недавнего политического кризиса в Молдавии (EDM, 10 июня) породило надежду на аналогичную российско-американскую координацию в карабахском вопросе.
Более тесное взаимодействие Вашингтона с Южным Кавказом стало элементом политики администрации Дональда Трампа (EDM, 11 июня). Джон Болтон посетил все три республики Южного Кавказа в октябре 2018 года после встречи с президентом Владимиром Путиным в Кремле (EDM, 29 октября 2018 года). В ходе поездки Болтон призвал недавно сформированное правительство премьер-министра Армении Никола Пашиняна принять "решительные меры" в вопросе урегулирования карабахского конфликта. Однако Ереван тогда выразил несогласие, а Пашинян заявил: "Болтон, или кто бы то ни было, не может говорить от моего имени" (Asbarez, 29 октября 2018 года).
Последние переговоры между Болтоном, Мамедъяровым и Мнацаканяном в конце июня, а также встреча на уровне министров иностранных дел в Вашингтоне при посредничестве Минской группы не дали ощутимых результатов по урегулированию конфликта. В частности, в совместном заявлении сопредседателей Минской группы (РФ, США и Франция) по итогам трехчасовой встречи не было ничего нового или многообещающего (Trend, Vestnikavkaza.net, 21 июня). "Между нами [Баку и Ереваном] остаются достаточно серьезные разногласия. Предложения все те же. Уже 15 лет мы видим одни и те же идеи, тот же мирный план", - сообщил журналистам глава МИД Азербайджана после встречи со своим армянским коллегой (Azadliq.org, 21 июня).
Растущий интерес США к Южному Кавказу также (а возможно, и главным образом) обусловлен ростом напряженности в отношениях между Вашингтоном и Тегераном. Соединенные Штаты неоднократно обращались к странам региона, в частности к Азербайджану и Армении, граничащим с Ираном, с просьбой поддержать политику Вашингтона в отношении Исламской Республики (EurActiv, 24 октября 2018 года). Очевидно, что этот вопрос был обсужден во время встречи Болтона с Мамедъяровым и Мнацаканяном на прошлой неделе. А по словам бывшего посла США в Армении Джона Эванса, это, пожалуй, было главной темой переговоров: "Болтону нет дела до Нагорного Карабаха. Он фокусируется на Иране", - сказал он журналистам (BBC News Русская служба, 21 июня).
Тем не менее лидеры Армении и Азербайджана до сих пор не проявляли готовности к участию в антииранской политике США или обеспечению плацдарма для возможных военных операций против Тегерана. В случае Азербайджана сотрудничество с США по вопросам, вызывающим взаимный интерес и озабоченность, является чрезвычайно важным (EDM, 11 июня). Но политическое руководство в Баку не желает развивать это сотрудничество ценой учтивых отношений с Тегераном. Примечательно, что любая нестабильность во взаимоотношениях поставила бы под угрозу инфраструктурные проекты Азербайджана с его южным соседом на сумму в несколько миллиардов долларов (например, МТК "Север-Юг"). А серьезная нестабильность в Иране, вероятно, приведет к увеличению потока беженцев через границу, особенно этнических азербайджанцев, проживающих в северном Иране, что поставит под угрозу социальную и экономическую стабильность небольшой страны (EDM, 20 марта).
Призыв администрации Трампа к Армении соблюдать санкции США против Ирана был встречен холодно в Ереване во время визита Болтона в октябре прошлого года. Пашинян ясно дал понять американской делегации, что, будучи страной, не имеющей выхода к морю, с двумя закрытыми границами из четырех, у Армении нет иного выбора, кроме как поддерживать "особые отношения" с Ираном (RFE/RL, 2 ноября 2018 года). После отъезда Болтона члены армянского экспертного и политического сообщества подвергли резкой критике высказывания американского представителя. Бывший министр обороны Армении Виген Саргсян осудил заявления делегации США, заявив, что "создалось впечатление, что Болтон — советник не президента США, а премьер-министра Армении, и что он прибыл для того, чтобы подсказывать, что делать, а что нет" (Caucasuswatch.de, 31 октября 2018 г.). Еще одним камнем преткновения стало решение правительства Армении направить миротворческий контингент в Сирию - мера, призванная обеспечить политическую поддержку присутствия там России. США раскритиковали этот шаг, но правительство Пашиняна гневно отвергло притязания Вашингтона (EurasiaNet, 14 февраля 2019 года; Armenian Weekly, 19 февраля 2019 года).
Естественно, возросший интерес Вашингтона к Южному Кавказу приветствуется как в Баку, так и в Ереване. Но что касается окончательного урегулирования многолетнего карабахского конфликта, более активное участие США пока что не помогло приблизить две конфликтующие стороны к соглашению. Между тем, нынешняя озабоченность администрации Трампа Ираном не является вопросом, по которому следует ожидать всесторонней поддержки со стороны Армении или Азербайджана. Тем не менее другие области, представляющие взаимный интерес, включая региональную стабильность, сотрудничество в борьбе с терроризмом или энергетическую безопасность, могут обеспечить большой набор вариантов для сотрудничества.