Вестник Кавказа

Начало конца «Набукко»

Эльмира Таривердиева, Баку
В следующем году азербайджанский консорциум крупнейшего газоконденсатного месторождения "Шах Дениз" с доказанными запасами в 1,2 трлн кубов примет решение относительно маршрута поставок газа в ЕС в рамках Южного газового коридора. Пока у консорциума на столе три варианта доставки. На первом этапе, выбор должен состояться между трубопроводным проектом «Набукко» и проектом SEEP, предложенным ВР. Выбранный маршрут составит затем конкуренцию проекту ТАР (Транс-Адриатического газопровода), выбранному в качестве маршрута доставки газа в Италию.

Однако в свете последних событий, вероятность того, что «Набукко» все же будет рассматриваться как реальный проект для доставки газа, становиться все более и более призрачной - апрель стал месяцем невосполнимых потерь для проекта. 24 апреля премьер-министр Венгрии Виктор Орбан неожиданно заявил, что один из акционеров «Набукко» решил покинуть проект.
Проект трубопровода «Набукко», имеет много неопределенностей, которые трудно будет игнорировать, сообщило во вторник агентство Bloomberg со ссылкой на венгерскую компанию MOL, которая выступает 100-процентным владельцем газотранспортной компании FGSZ - одного из шести акционеров «Набукко». MOL объяснила свое решение тем, что источники природного газа и финансирования для «Набукко» не определенны, и компания наталкивается на "постоянное увеличение расходов на реализацию проекта, в то время как до сих пор неясно, сколько составит его окончательная стоимость". Это стало довольно ощутимым ударом по «Набукко». И дело не в выходе одной компании и, как следствие, возросших финансовых рисках для других акционеров проекта и не в потере стратегического инвестора. Сам факт выхода MOL ставит под сомнение реализацию проекта в целом. MOL была одним из инициаторов «Набукко», и если даже эта компания сомневается в успехе трубопровода, это вызовет неминуемые сомнения и у других потенциальных инвесторов.

Не успел «Набукко» оправиться от первого потрясения, как одно за другим последовали новые имиджевые потери. «У Болгарии нет возможности воплотить в жизнь проект газопровода «Набукко»», - заявил премьер-министр Болгарии Бойко Борисов на встрече с председателем Европейского совета Херманом ван Ромпеем. Ужас в том, что это заявление Софии последовало через месяц после того, как правительство Болгарии на заседании Совета министров придало проекту «Набукко» статус объекта государственной важности. Причем это решение, как заявляли тогда власти Болгарии, было призвано поддержать и ускорить процесс реализации проекта. "Приоритетный статус «Набукко» в качестве объекта государственной важности позволит осуществить быстрое строительство газопровода на территории Болгарии", - говорил тогда управляющий директор Nabucco Gas Pipeline International GmbH Рейнхард Митчек. Очевидно, что после таких радужных надежд, прозрение, постигшее руководителей проекта «Набукко» оказалось очень болезненным.

Последним по времени, но не по значению, разочарованием, стало заявление Баку о том, что Азербайджан не стремится к проекту «Набукко», и не намерен вкладывать в его реализацию средства. Как заявил завотделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Али Гасанов в интервью турецкой газете «Джумхурийет», ЕС, являющийся инициатором «Набукко», «запросил у Азербайджана лишний газ, но в настоящее время у нас нет лишнего газа».

Факт провала европейской инициативы по реализации амбициозного проекта трубопровода пропускной способностью 31 млрд кубов налицо. И это неудивительно, хотя Запад до последнего надеялся что-то изменить. Только этими надеждами можно объяснить, что недавно была предложена новая концепция проекта «Набукко» - Nabucco - West, предусматривающая более короткий маршрут и меньшую пропускную способность.

Шаг более чем оправданный, так как менее затратная версия трубы имела бы больше шансов на реализацию, чем первичный вариант трубопровода. В какой-то момент лоббисты «Набукко» осознали, что такой вариант для партнеров проекта - единственная возможность реализации проекта. Тут участь «Набукко» могли облегчить Баку и Анкара, объявив о строительстве Трансанатолийского газопровода TANAP.

Как только была озвучена идея строительства TANAP с начальной пропускной способностью 16 млрд кубов в год от восточной границы Турции до западной границы Азербайджана, стало ясно, что «Набукко» вряд ли будет реализован в первоначальном виде, так как теперь газ из прикаспийского региона не нужно было забирать с границы Азербайджана. И это был бы шанс для «Набукко» выжить. Пусть даже не в таком грандиозном исполнении, как изначально задумывалось.

Однако, несмотря на политическую поддержку Запада, в последнее время появилось слишком много причин для того, чтобы «Набукко» не состоялся. Решение венгерской MOL отнюдь не спонтанное. Примерно с середины 2011 года США - главный лоббист «Набукко» как проекта который ослабил бы зависимость европейских союзников от российского газа, начали выступать за строительство более дешевого газопровода. Более чем обоснованное решение, с учетом тяжелой финансовой ситуации в Европе. «Набукко» не только не имел ресурса для заполнения, но и обладал скверным качеством – его цена росла, тогда как инвесторы все больше и больше сомневались в его окупаемости из-за небольших объемов обещанного газа. Основная проблема «Набукко» — отсутствие сырьевой базы только усугубилась, так как развивающийся конфликт ЕС с Ираном лишил «Набукко» еще одного потенциального поставщика газа. После того, как год назад предварительная стоимость проекта выросла в полтора раза — до 12-15 млрд евро, Венгрия уже заявила о своих сомнениях относительно перспектив проекта.

Учитывая, что через Венгрию наравне с «Набукко» должен был пройти также и российский газопровод «Южный поток», неудивительного, что MOL решила выйти из «Набукко». Не рискуя ничем, компания может сделать удачную ставку на большее участие в "Южном потоке", который беспрепятственно финансируется Москвой как еще один проект с политической окраской. Возможно, Венгрия также надеется покупать российский газ, от которого она сильно зависит, подешевле, в благодарность за выход из «Набукко», который беспокоил Москву.

Как бы то ни было, выход MOL стал первой костяшкой домино, падение которой спровоцировало цепную реакцию. И эта реакция, скорее всего, погребет под собой проект «Набукко».
17325 просмотров

Видео

Все видео


реклама