Поездка главы МИД России Сергея Лаврова и руководителя СВР Михаила Фрадкова в Дамаск стала ясным сигналом миру, и прежде всего Западу и его союзникам среди арабских монархий Залива, что президента Сирии Башара Асада еще рано сбрасывать со счетов. Более того, Москва не отказалась от сотрудничества с сирийским президентом во внутриполитическом противостоянии в его стране, чем вызвала нескрываемое раздражение на Западе. А прошедшие в Дамаске по случаю прибытия посланников из России массовые митинги в поддержку Асада отчетливо продемонстрировали, что он еще пользуется поддержкой значительной части населения. Заниматься урегулированием внутрисирийского конфликта без учета этого фактора было бы опрометчиво.
Эффективным механизмом для разрешения кризиса при этом могло бы послужить объединенное российско-турецкое посредничество. Обе страны обладают необходимым потенциалом, большим политическим весом в регионе, а если надо, то и средствами давления. У Москвы налаженный контакт с Башаром Асадом, Анкара патронирует сирийскую оппозицию. Турцию такая перспектива также могла бы вполне устроить: ее активное участие в политических процессах на Ближнем Востоке процессы полностью укладывается во внешнеполитический курс под руководством ПСР. В то время как Анкара фактически смогла бы представлять интересы сирийской оппозиции, многие представители которой находятся и регулярно встречаются в Турции, Москва выступила бы здесь в роли стороны, сохранившей хорошие отношения с режимом Башара Асада. Таким образом в переговорном формате был бы соблюден баланс сил и интересов, и одновременно были бы предоставлены определенные международные гарантии выполнения Асадом своего обещания по реформированию конституции и назначению внеочередных президентских выборов на основе обновленной конституции, в разработке которой приняла бы участие и сирийская оппозиция. Напомним: именно этот деликатный вопрос, если верить официальным лицам в Турции, и подорвал посредничество Анкары. После нескольких серий «челночных переговоров» Турция официально обвинила президента Сирии в том, что он не держит слова и обещает на переговорах одно, а делает совсем другое.
Если главная цель мировых и региональных держав, в той или иной степени вовлеченных в сирийский кризис, заключается в том, чтобы прекратить в этой стране насилие и создать условия для политических реформ, то описанный выше формат выглядит наиболее оптимальным и, по логике вещей, должен был бы получить всемерную поддержку. Однако в реальности происходит нечто противоположное: российская посредническая инициатива до сих пор так и не получила поддержки от западных и арабских партнеров, а готовность премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана к "координации действий в интересах скорейшего преодоления сирийского кризиса мирным путем", судя по всему, пока остается лишь на уровне готовности без практической реализации. Вероятно, турецкое руководство не получило "зеленый свет" от Вашингтона и не решается на самостоятельные действия. Все это косвенно подтверждает опасения, которые не раз высказывали российские дипломаты, в том числе и после того, как Россия заблокировала "марокканскую" резолюции по Сирии в СБ ООН. Напомним: представители Москвы подчеркивали, что эта резолюция в конечном направлена на смену правящего в Сирии режима, что не соответствовало геополитическим интересам России (хотя открыто об этом, конечно, не говорилось), а также мало способствовало бы установлению стабильности в стране и в регионе. Особенно с учетом не самого оптимистичного опыта Ирака и Ливии.
В этом контексте симптоматично поведение стран Лиги Арабских Государств (ЛАГ), перешедших в очередное дипломатическое наступление против сирийского режима. Как передает РИА «Новости», ЛАГ прекратила деятельность своей наблюдательной миссии в Сирии и призвала направить в эту страну совместные с ООН силы по поддержанию мира.
В итоговом заявлении ЛАГ "призывает Совет безопасности ООН принять резолюцию по формированию совместных миротворческих сил ООН и арабских стран для контроля прекращения огня в Сирии". Арабские министры поручили своим представителям в ООН "в кратчайшие сроки подготовить проект резолюции для Генеральной Ассамблеи ООН, который отражал бы арабскую инициативу и другие решения ЛАГ по этому вопросу".
Требования ЛАГ, к которым не присоединились лишь Алжир и Ливан, сводятся фактически к односторонней поддержке сирийской оппозиции (финансовой и политической), максимально возможной изоляции режима Башара Асада и военной операции с целью "прекращения насилия". Примечательно, что помимо "голубых касок" в предполагаемой миротворческой операции должны будут принять участие и вооруженные силы арабских стран, беспристрастность которых вызывает большие сомнения: в первую очередь это касается Саудовской Аравии и Катара. По словам постпреда Сирии при ЛАГ Юсефа Ахмеда, эти две богатые нефтью и газом страны "узурпировали общеарабскую деятельность, решения ЛАГ, искажая волю арабских стран". Он также обвинил Саудовскую Аравию и Катар в срыве политического урегулирования в Сирии и в финансировании незаконных вооруженных формирований под видом оказания гуманитарной помощи, сообщает РИА «Новости».
Геополитический подтекст активности стран Залива в сирийском кризисе тоже понятен. Дамаск – ключевой союзник Тегерана, с которым у стран Залива давнее геополитическое соперничество. Та же Саудовская Аравия уже оказывала военную помощь Йемену в подавлении восстания местных шиитов, которые, в свою очередь, получали поддержку от Ирана. Не меньшую активность Эр-Рияд проявил в Бахрейне, где Саудовская Аравия оказала поддержку местным властям в подавлении волнений все тех же шиитов,
Примечательно также, что под заявлением глав МИД стран ЛАГ поставил свою подпись и Ирак, обычно учитывающий интересы Тегерана и ранее наравне с Алжиром и Ливаном более лояльно относившийся к сирийскому режиму. Почти одновременно с этим глава МВД Ирака Адан Аль-Асади заявил, что из Ирака в Сирию проникают вооруженные моджахеды. Судя по всему, речь идет о боевиках террористической организации "Аль-Каида", чей лидер Айман аль-Завахири выпустил видеообращение, в котором призвал мусульман Турции, Ирака, Иордании и Ливана поддержать народное восстание против "преступного режима" в Сирии. Аль-Завахири предостерег мусульман от помощи со стороны Запада, который наверняка захочет создать в стране свой "марионеточный режим". Несмотря на анти-западный пассаж в обращении лидера "Аль-Каиды", в данный момент интересы фундаменталистов и Запада во главе с США объективно совпадают: и те и другие для расширения своего влияния должны уничтожить правящий в Сирии режим. Другое дело, что «Аль-Каида», судя по всему, пытается перехватить у Запада инициативу и гарантировать, что после падения режима Асада у власти в Дамаске окажутся ее ставленники, а не прозападные группировки, Но, судя по всему, «поймать волну» в Сирии стремится и Запад. В то время как "Аль-Каида" посылает в страну отряды моджахедов, в израильских СМИ со ссылкой на источники в американской разведке появилась информация о переброске в Сирию бойцов кувейтского и британского спецназа, которые инструктируют повстанцев. Несмотря на то, что эта информация может быть и обычной "уткой", в российском внешнеполитическом ведомстве ее восприняли довольно серьезно. "Информация будет проверяться, это очень тревожный аспект", заявил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. Стоит напомнить, что катарскому и британскому спецназу приписывалось также участие в штурме резиденции Муаммара Каддафи в Триполи.
В свою очередь, президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад еще за день до принятия заявления глав МИД ЛАГ предостерег арабские страны от финансирования сирийской оппозиции. Ахмадинеджад отметил, что страны, до сих пор ни разу не проводившие честных выборов, сейчас пытаются с помощью США написать "рецепт свободы" для других. По словам иранского президента, это "самая горькая и смешная шутка в истории".
Таким образом, в складывающихся обстоятельствах посреднические усилия Москвы поставлены под угрозу в силу целого ряда внешних факторов. К ним относятся и переброска в страну вооруженных моджахедов "Аль-Каиды"; зарубежная поддержка, оказываемая военизированным оппозиционным группам внутри Сирии; возможное участие в противостоянии иностранного спецназа (речь идет как о катарском и британском на стороне оппозиции, так и об иранском на стороне правительственных сил). Односторонняя поддержка сирийской оппозиции со стороны ЛАГ, так же как и жесткие действия правительственных войск при подавлении демонстраций, тоже способствуют общей радикализации. А если учесть, что проверить достоверность сообщений о количестве погибших в Сирии по-прежнему проблематично, поле для спекуляций оказывается весьма широким, Напомним, что непроверенные данные о потерях среди гражданского населения передаются сирийской правозащитной организации, находящейся в Лондоне, некими активистами, а оттуда напрямую попадают в мировые СМИ.
Наконец, однозначный отказ сирийской оппозиции от переговоров с правительством Асада и его растущая международная изоляция (страну покинули послы США, Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, Бахрейна, Саудовской Аравии, Катара, Кувейта, Омана, ОАЭ) подрывают саму идею диалога между основными политическими силами страны, к коим, безусловно, относится и нынешняя правящая элита. Ситуация еще больше осложняется тем, что сама сирийская оппозиция находится в аморфном состоянии, а ее политическое и военное крылья - СНС и ССА - пока так и не превратились в единую структуру, с которой можно вести полноценные переговоры.
В то же время, в случае, если ЛАГ представит Совбезу ООН резолюцию по Сирии, призывающую к международному военному вмешательству, то ее почти наверняка ожидает участь предыдущих двух "сирийских" резолюций: Москва и Пекин вновь воспользуются своим правом вето. В этом случае Москва опять станет объектом жесткой критики со стороны Запада и его союзников, и ее вновь представят как страну, выдавшую режиму Башара Асада "лицензию на убийства". Имиджевые потери в мусульманском мире будут при этом практически неизбежны (примечательно, что ЛАГ планирует подключить Организацию Исламской Конференции к коалиции против Асада). Конечно, этих потерь можно избежать, если Башар Асад добровольно уйдет в отставку, точнее, если Москва эффективно подтолкнет его к этому шагу. С одной стороны, это именно то, чего так ждут и Запад, и монархии Залива, и даже участники антиправительственных митингов в самой Сирии. Другой вопрос, готов ли к этому Асад, И самое главное, после его возможной отставки перед Москвой встанет необходимость поиска «компромиссной фигуры», такого лидера, который, встав во главе пусть даже «переходного правительства», сможет соблюсти некий баланс интересов и, главное, создать эффективную и «работающую» систему власти в стране. Добавим, что эту задачу ни в Египте, ни в Ливии решить пока что не удается. В то же время отставка президента Йемена и передача власти в этой стране ее вице-президенту показывают, что такой вариант в принципе может сработать, Но есть ли такая фигура в запасе у российских дипломатов, окажется ли новый кандидат достаточно популярным и харизматичным, наконец, устроит ли такой исход противников Асада, которые, во-первых, уже заплатили за его свержение слишком дорогую цену, а во-вторых, не сомневаются в безоговорочном падении режима – все это далеко не полный список «подводных камней», представляющих потенциальную угрозу для российского посредничества, Так или иначе, теперь остается лишь ждать дальнейших шагов российской дипломатии в этой сложной игре.
Сложный выбор Москвы
Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
12735 просмотров