Правительство Грузии обнародовало программу социально-экономического развития страны до 2015 года. Устойчивое появление цифры «2015», не привязанной к электоральному циклу, в разных программах и заявлениях грузинских властей свидетельствует о том, что команда Михаила Саакашвили не собирается никуда уходить с властного олимпа в 2013 году, когда истекает второй президентский срок нынешнего президента. Если даже сам Саакашвили все-таки решит уйти, а не пересесть в кресло премьера, как прогнозируют некоторые наблюдатели, его команда будет бороться за продолжение курса, сформированного после «революции роз» 2003 года и, скорее всего, выдвинет нового лидера. Поэтому программу, обнародованную правительством, можно считать планом развития страны в «постпрезидентскую эпоху». Не только в смысле будущей роли Саакашвили, но и с учетом того, что с 2013 года вступают в силу поправки в конституцию и Грузия трансформируется из президентской в президентско-парламентскую республику.
Приоритетом правительство считает сохранение «макроэкономической стабильности». Имеется в виду минимальный уровень бюджетного дефицита, твердость национальной валюты, низкая инфляция, укрепление банковского сектора, сокращение суверенного долга, малозатратная и «компактная» государственная администрация.
Казалось бы, все очень просто – выполните эти несколько пунктов и не будет у вас происходить то, что происходит, например, в Греции, с катастрофическими последствиями чуть ли не для всего мира. Но претворить в жизнь эти пункты сложно в условиях социального давления, безработицы и нищеты существенной части населения. Тем не менее «команда Миши», наученная горьким опытом чужих ошибок, полна решимости драться до конца за «дешевое и малозатратное» государство. А с учетом приближения парламентских и президентских выборов, то есть эры социального популизма и посулов массе со стороны оппозиции, такая решимость, вызывает уважение. Непонятно, правда, как с такой программой можно выиграть свободные и демократические выборы, ведь другие политические силы наверняка попытаются выжать максимум голосов из той части электората, которая мало интересуется ошибками правительства далекой Греции.
Еще одна цель, намеченная в программе, сокращение дефицита торгового баланса. Все годы независимости импорт Грузии превышал экспорт примерно в 3-4 раза. Абсолютные показатели менялись, объем импорта и экспорта увеличивался или уменьшался, но их соотношение оставалось прежним. А если менялось, то только в сторону раздувания (но никак не сокращения) дефицита. Объективной причиной тому можно считать отсутствие в Грузии нефти и газа. Однако в мире немало стран, импортирующих энергоносители, но при этом экспортирующих товары и услуги на сумму, превышающую импорт.
Конечно, есть целая номенклатура товаров, которые Грузия не может произвести. Для этого просто нет промышленной базы, а экономика СССР строилась на четком разделении труда. Грузии отводилась роль «мандариново-яблочно-виноградной республики», то есть цитрусово-фруктового придатка промышленной сверхдержавы. Решить эту проблему власти не могли. Но они пытаются ее «перехитрить»! В качестве примера приведем удивительный факт: Грузия заняла первое место в регионе по экспорту легковых автомобилей, хотя сама она «легковушек» не производит. Речь идет о реэкспорте машин. Все процедуры растаможивания и регистрации в стране занимают мало времени. Покупателям комфортно иметь дело с грузинской таможней и регистрационными службами (где все вопросы решаются без взяток и бюрократической волокиты за несколько минут), что жителям соседних стран и Средней Азии выгоднее покупать машины в Грузии, чем вести их прямиком из Европы.
Еще одна попытка «перехитрить» экономические реалии – всемерная поддержка туризма. Эта сфера в современной Грузии – абсолютный приоритет, которым занимаются все министры, вне зависимости от профиля. Туризм ведь тоже «экспорт» - экспорт услуг на собственной территории. А приток валюты уменьшает торговый дефицит хотя бы в его денежном исчислении, что тоже немаловажно.
Говоря об улучшении инвестиционного климата и бизнес среды, власти имеют в виду безжалостную борьбу с коррупцией и дальнейшее сокращение «бумажных» процедур. В Грузии принять участие в аукционе или тендере можно по интернету, не имея дел с чиновниками. Решение принимает компьютер в соответствии со специальной программой, в которой заданы параметры желательного для государства итога.
Но есть и другая сторона у этой медали: правительство намерено еще более «либерализировать» трудовой рынок. Под хитрой формулировкой «либерализации» имеется в виду полноправие работодателя и абсолютное бесправие работника. В Грузии нанятый работник не защищен абсолютно. Работодатель может его уволить в любое время и по любому поводу. Зато в реальности, эти чудовищные меры приводят к тому, что инвестиционный поток в страну не иссякает, даже несмотря на кризис, поскольку инвесторам удобнее строить бизнес в стране, где профсоюзы загнаны в угол.
Сколько бы грузины не возмущались чудовищным «социальным дарвинизмом» и отказом от завоеваний социалистических идей прошлого века, главный идеолог грузинских реформ Каха Бендукидзе всегда может сослаться на то, что «левый уклон», социальные гарантии и популизм как раз и привели страны Южной Европы к нынешнему краху, полной потере инвестиций и рабочих мест.
Сингапур с его «социальными розгами» - вот пример для подражания для грузинской команды «молодых реформаторов». Во всяком случае, мировой финансовый кризис и позорный крах Еврозоны еще более укрепил веру грузинских «либеральных фундаменталистов» в свою правоту. Недаром проправительственные телеканалы ежедневно по много часов транслируют кадры происходящего в Греции, убеждая сограждан, что все это – результат «социалистических экспериментов» и нежелания жить по средствам.
Не забыт в программе и пресловутый проект Евразийского коридора и превращения страны в «геоэкономичесский перекресток». В том числе для важнейших энергетических магистралей. Концепция создания в Грузии «евразийского перекрестка» подразумевает также изготовление продукции для реэкспорта в третьи страны. В этом смысле, по задумке властей, Грузия должна выполнять функцию своеобразного «аэродрома подскока» (особенно удобного для производства полуфабрикатов), то есть платформы для ведения бизнеса в других, более крупных государствах региона.
Естественно, программа предусматривает дальнейшее снижение налогов (и без того одних из самых низких в мире) и упрощение всех процедур. Предусмотрено создание свободных индустриальных зон для заманивания капитала, бегущего из других стран в том числе из Европы, объятой финансовым (на самом деле институциональным) кризисом.
Развитие инфраструктуры – одна из основных тем программы. Речь идет о строительстве первоклассных автобанов, уже сегодня покрывающих треть территории страны; сохранении политики «открытого неба» даже в ущерб грузинским авиаперевозчикам; модернизации портов и железной дороги, а также строительство малых и средних гидроэлектростанций. Вода – главное богатство Грузии. Правительство решило ее использовать для экспорта электроэнергии, в первую очередь, в Турцию. Удивительный факт: Грузия, где несколько лет назад электричество населению подавалось 4-6 часов в сутки, сегодня экспортирует электроэнергию, причем ни куда-нибудь, а в Россию.
Правда, цена за это «достижение» для населения очень высока – 12 центов за кВт/час при размере пенсии в 60 долларов в месяц! Зато «кавказский Сингапур» сохраняет стабильный 6-процентный рост ВВП в условиях бушующего в мире кризиса, разрушительной войны и полного закрытия российского рынка для грузинской сельхозпродукции, вина и боржоми.
Развитие сельского хозяйства – единственная сфера, где правительство решило несколько отойти от программы «сингапуризации» и, несмотря на протесты Бендукидзе, начать прямое государственное инвестирование (по сути, дотирование) АПК. Логика проста: если грузинское сельское хозяйство не встанет на ноги хотя бы с помощью «бюджетного костыля», то кормить миллионы туристов придется тем же импортом, а значит, весь бонус от туристического бума уйдет за границу.
Приоритет системы образования - введение «общенациональных экзаменов» (аналог российского ЕГЭ) считается одним из абсолютно бесспорных достижений правительства Саакашвили. Даже заядлые оппозиционеры не оспаривают этот тезис, соглашаясь, что такой подход разрушил основу чудовищной социальной несправедливости, царившей на протяжении десятилетий в грузинских вузах, а талантливые ребята из бедных семей и дальних поселков, впервые в истории, получили реальный шанс учится на самых престижных факультетах. Причем за государственный счет – бюджет финансирует студентов из неимущих семей, если они смогут набрать высокие балы на вступительных экзаменах.
Программа предусматривает значительное повышение зарплат для учителей: вплоть до 600 долларов в месяц, то есть неслыханного для Грузии уровня. При этом власти учли критику и готовы ввести выпускные экзамены в средних школах, чтобы исправить главный недостаток системы: в условиях отсутствия школьных экзаменов, школьники учили только те несколько предметов, которые планировали сдать при поступлении в вуз. В результате, «школьники-гуманитарии» неспособны умножить шесть на восемь, а «технари» не могут показать на карте, где находится Тихий океан или вспомнить, в какой стране жил Шекспир.
В социальной сфере правительство запланировало настоящую революцию: дело не только в повышении минимальной пенсии до 60 дол.в месяц (несколько лет назад пенсия составляла всего 7 дол.), а в решении страховать здоровье всех пенсионеров на сумму примерно в 100 дол. в год, вплоть до финансирования государством плановых операций.
Шаг рискованный в бюджетно-финансовом плане, но команда Саакашвили осознала, что государство – социальный институт, оно существует для помощи гражданам, а «законы джунглей» в такой сфере как здравоохранение низводят государство до уровня похоронного бюро. Что касается рисков, их решили минимизировать введением правила 20-процентного софинансирования операций. Отныне 80% самых сложных и дорогостоящих операций пенсионерам финансирует государство и 20% – сами граждане.
Правительственная программа подтверждает и углубляет одну из главных тенденций, наметившихся в Грузии во время правления Михаила Саакашвили - децентрализацию (в определенной мере даже десакрализацию) Тбилиси, как главного и, по сути, единственного полноценного города. С 2012 года парламент переедет в Кутаиси – второй по величине и числу населения город Грузии. Там же будет работать и правительство. Конституционный суд уже находится в Батуми, который, во многих отношениях стал даже престижнее столицы. Михаил Саакашвили обещает построить у черноморского побережья новый «город солнца» под названием Лазика. По неофициальным данным, в городе с населением в 200-300 тысяч человек, поселятся, в первую очередь, беженцы и он станет воротами страны на Запад.
Вышеописанное «громадье планов» интересно в первую очередь тем, что подтверждает наивность умозрений об «окончании эры Саакашвили» в 2013 году.
Экономическая программа грузинского правительства
Георгий Калатозишвили, Тбилиси
21725 просмотров