Развитие демократических преобразований в Южной Осетии немыслимо без становления многопартийности. В более широком контексте это вопрос о развитии механизмов и инструментов взаимодействия между государством и гражданским обществом, в котором политические партии имеют особое значение, выступая в качестве важнейших форм коммуникации, заполняя нишу между властью и обществом, обеспечивая эволюционный характер развития политических процессов.
Исходя из этих позиций, мне представляется, что развитие многопартийности в Южной Осетии - важнейший показатель зрелости, устойчивости независимого государства. В свое время, в канун первых парламентских выборов, когда Южная Осетия была признана рядом государств, президент Эдуард Кокойты отметил, что "многопартийность может и обязательно будет способствовать нормальной конструктивной конкуренции, будет двигать наше общество вперед". Таким образом, высокая политическая и общественная культура, проявленная представителями партий и движений, станет лучшим доказательством того, что независимость Южной Осетии существует не только на бумаге, а стала результатом глубоких изменений, которые произошли в политической сфере республики за последние несколько лет.
Почему так важна многопартийность для Южной Осетии? Прежде всего, потому, что это путь движения любого цивилизованного государства, развитие которого может быть успешным только в том случае, если присутствует реальная политическая конкуренция. Причем эта конкуренция должна носить открытый, прозрачный и публичный характер. К счастью, миновали времена середины-конца 1990-х годов, когда на политической сцене находились по преимуществу "партии-предприятия", которые обслуживали интересы конкретных лиц, не имели внятной идеологии и четкой политической платформы. Через этот этап прошла и российская политическая система. Но сейчас настал момент, когда без привязки политических партий к определенным электоральным нишам, без широкой общественной поддержки тех идей и проектов развития, которые отстаивает та или иная политическая сила, практически невозможно обеспечить эффективные коммуникации между властью и обществом.
Объективно растет уровень политической культуры населения, и это неизбежно приводит к изменению облика и самих политических партий. В России эволюция партийно-политической системы началась в эпоху Владимира Путина, и центром, опорным элементом этой системы становится "Единая Россия". В Южной Осетии этот процесс протекал в трудных условиях обретения независимости, но и в этой важнейшей точке кавказского региона, мы видим очень серьезные позитивные подвижки.
Каждая политическая партия Южной Осетии имеет своего избирателя, поддерживающего определенные подходы, декларируемые руководством партии. Но при этом, существует мощное объединяющее начало - это идея независимости, идея создания сильного и эффективного государства, основанного на согласии и общественном единстве. Различия, несомненно, присутствуют, иначе эта система была бы неконкурентной, но еще один важнейший элемент модели многопартийности заключается в том, что конкуренция между основными политическими силами должна происходить по четким правилам игры. В этом отношении справедливы слова, которые председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев высказал на съезде партии "Единство": "Политические партии действительно представляют собой главную связь между обществом и властью". И только авторитетная политическая партия может реализовывать эту функцию со всей ответственностью. Для такой партии победа на выборах - не цель, а только средство воплощения народного доверия. Чем больше в стране таких ответственных политических сил, тем более стабильно и устойчиво общество. И те процессы, которые происходили во время последних парламентских выборов, свидетельствуют о том, что Южная Осетия успешно продвигается по выбранному пути.
Какие предложения могут быть положены в основу нашего дальнейшего сотрудничества?
Прежде всего, это развитие контактов по межпартийной линии на всех уровнях. Речь идет не только о взаимодействии между партиями власти. Сотрудничество должно осуществляться по всему спектру партийного поля - от коммунистов и социал-демократов до партий, ориентированных на определенные профессиональные группы. Чтобы подобное сотрудничество было максимально эффективным, необходимо создавать совместные центры партийной учебы, по образцу Высших партийных школ. Если кого-то смущает подробная терминология, давайте назовем эти центры школой лидерства. Действительно, необходимо создавать все условия, чтобы весь спектр партийного поля Южной Осетии был вовлечен в выполнение функции социальных лифтов, по тем же принципам, по которым в России работают "Единая Россия" и "Справедливая Россия".
Второй аспект взаимодействия - молодежные партийные проекты. Здесь огромное поле для сотрудничества российского и южноосетинского молодежных активов. Через организацию летних школ, инновационных лагерей, т.е. трансляции российского опыта на местную почву, но опять-таки не в усеченном сегменте сотрудничества партий власти, а в самом широком контексте всех спектров конструктивного партийного пространства.
И, наконец, последнее. Необходимо расширить информационное поле совместных контактов между Россией и Южной Осетии. Для многих экспертов сама постановка вопроса - многопартийность в Южной Осетии звучит как-то экзотично. Это происходит из-за очевидного недостатка информации о тех процессах, которые происходят в РЮО. ИАА "Вестник Кавказа" готов предложить свою информационную площадку представителям всех политических партий республики для того, чтобы степень узнаваемости ключевых политических фигур, программных установок, проектных идей стала много выше. В конечном счете, через такого рода сотрудничество и проявляется реальный взаимный интерес.
Южноосетинская многопартийность
Алексей Власов
280025 просмотров