Вестник Кавказа

Путешествие на автобусе Махачкала-Москва

Муса Мусаев, Дагестан
Из Дагестана в Москву и обратно ежемесячно перемещаются десятки тысяч людей - студенты столичных вузов, гастарбайтеры, чиновники, челноки, бизнесмены. Добраться до Москвы можно, во-первых, по воздуху (из Махачкалинского аэропорта самолеты ТУ-154 совершают три рейса в день), во-вторых, по железной дороге (поезда отправляются в оба конца ежедневно), в-третьих, на двухэтажных автобусах со спальными местами. По мере ежегодного роста тарифов на услуги авиационного и железнодорожного транспорта, стареньких автобусов становится все больше и больше. Они ежедневно выезжают в Москву из Махачкалы, Дербента, Хасавюрта и Кизляра.

Из всего пассажиропотока услугами авиатранспорта пользуется лишь богатая прослойка. Цены на авиабилеты в один конец (время полета 2 часа 20 минут) колеблются от 6200 до 8500 рублей. Но самолеты все равно заполняются, и билеты за два-три дня до вылета достать трудно.

Билеты в купе поезда купить легко - цены почти как на самолете (от 4300 до 5200 рублей), а ехать двое суток. Купейные вагоны не заполняются, в чем я лично убеждался во время поездок. Но с транзитных станций на свободные места подсаживали «зайцев». Дефицитными считаются плацкартные билеты по 1800 рублей. Их раскупают как минимум за 15 дней до отправления поезда.

Автобусы же сами выстраиваются в очередь за пассажирами. "Сидячее" место стоит 1500 рублей, «лежачее» - 2500 рублей. Автоперевозчики - частные лица - работают полулегально. Террористы, взорвавшие бомбы на станциях метро «Парк культуры» и «Лубянка», добирались до Москвы именно на автобусах.

Автоперевозчики часто допускают нарушения, но никто и не требует от них соблюдения законодательства, регламентирующего их деятельность. «У автоперевозчиков есть «крыша», без которой невозможно ни ехать, ни стоять. Этот бизнес кормит коррупционеров из ведомств, отвечающих за нашу безопасность. Не удивительно, что чиновники закрывают глаза на все нарушения. Иначе останутся без кормильцев», - говорят пассажиры.

Парк автобусов расширяется быстро. В Дагестане любой может купить права на вождение автобуса, пригнать старый автобус из-за границы. После одной из аварий выяснилось, что двухэтажный автобус был с солидным стажем, а его водитель впервые сел за руль автобуса.

Открытыми остается множество вопросов. Почему автобусы выезжают не с автостанций, а с разных стоянок? Почему нет касс, где можно купить билеты и где фиксируются данные пассажиров? Почему автобусы едут не по графику и утвержденному маршруту, а когда заполняется салон? В среднем в день из Махачкалы выезжает от шести до десяти автобусов. В сезон каникул число пассажиров удваивается.

Поскольку автобусы не рассчитаны для поездок на такие расстояния, водители по собственному усмотрению вносят изменения в конструкцию машин. Убрав большую часть сидений, устанавливают «лежанки» размером примерно полтора квадратных метра. Одну «лежанку» предприимчивые водители по своему усмотрению определили для двух человек. Даже люди среднего телосложения не умещаются там «ни в длину, ни в ширину», в чем я лично убедился. На обеды и перекуры водитель останавливался, где ему заблагорассудится. Колонна из пяти автобусов благополучно миновала места, где было много кафе, и останавливалась у одиноких закусочных, где работали знакомые водителей. Мы проехали около двух тысяч километров, десяток постов ДПС, но у нас ни разу не спрашивали документы. На нескольких постах наш автобус останавливали, как оказалось, всего на пару минут - для дружеских рукопожатий водителя с инспекторами.

По прибытии в Москву эти автобусы не заезжают на автостанции, а паркуются на площадке у стадиона «Лужники». Остается непонятным статус этой парковки. Что это - стихийная нелегальная автостанция, или просто стоянка? Почему и здесь никто у пассажиров не проверяет документы?

На обратном пути автобус попался совсем старый. Кренился из стороны в сторону. Видимо, старая амортизация не выдерживала. Автобус часто останавливался из-за неполадок с двигателем. Поэтому ехали не около полутора, а двое суток. Один из вентиляционных выходов на крыше вместо люка был закрыт пленкой и заклеен скотчем. В салоне было невыносимо жарко и пыльно, особенно когда проезжали грунтовый участок федеральной трассы.

В таких автобусах могли проехать террористы с десятками килограммов взрывчатки. После терактов автобусы, говорят, начали проверять. Но от этого больше страдают простые люди. Как рассказал ВК один из водителей, после терактов все выезжавшие из «Лужников» в Дагестан автобусы задержали на сутки, проверили несколько раз. У водителей и некоторых пассажиров взяли отпечатки пальцев. Одного «подозрительного» забрали в наручниках, но потом отпустили. Все это время пассажиров, среди которых были дети, не выпускали из салона, а чтобы они не замерзли, двигатели постоянно были включены.

Словом, с тех пор как банда Басаева напала на Буденновск, а армия Радуева, спокойно перейдя административную границу, захватила тысячи заложников в Кизляре, мало что изменилось. Коррупция остается гарантом свободного передвижения террористов. Но те, кто за мзду пропускал террористов, даже не рассматриваются как пособники. Если перед инспектором стоит задача собрать побольше денег, он пропустит любого.

Три года назад покойный глава дагестанского МВД Адильгерей Магомедтагиров устроил разнос сотрудникам управления ГИБДД Дагестана - за мздоимство и вымогательство. Он отметил, что многим сотрудникам ДПС не выдавалась зарплата за ненадобностью, уволил некоторых милицейских чиновников и сократил несколько постов на федеральной трассе. Но в корне ничего не изменилось. До сих пор рейсовые автобусы часто попадают в страшные ДТП. Последняя трагедия случилась 4 февраля, когда на федеральной трассе «Кавказ» в Тарумовском районе Дагестана рейсовый автобус «Неоплан», столкнулся с КамАЗом - 7 человек погибли и 11 были ранены…
79770 просмотров

Видео

Все видео


реклама



Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.