С двух терактов в Волгограде прошел год.
Сегодня минута молчания в память о жертвах теракта на железнодорожном вокзале Волгограда на траурном митинге начнется ровно в 12:45 мск. Именно в это время 29 декабря прошлого года в здании вокзала от взрыва мощностью 10 кг в тротиловом эквиваленте, устроенного террористом, погибли 18 человек и более 40 пострадали.
На следующий день, 30 декабря, в городе прогремел еще один взрыв. От самоподрыва террористом в городском троллейбусе устройства мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте погибли 16 человек, более 30 пострадали.
В траурном митинге, как сообщили в администрации Волгограда, примут участие родственники и друзья погибших, очевидцы трагедии, полицейские, железнодорожники, неравнодушные к беде горожане. Со словами поддержки к тем, кто потерял в этом теракте близких, обратятся губернатор Андрей Бочаров и глава Волгограда Андрей Косолапов. В местной епархии отметили, что панихиду по безвинно убиенным отслужит митрополит Волгоградский и Камышинский Герман.
Дзержинский районный суд Волгограда 5 декабря огласил приговор четырем пособникам террористов. Двоим из них, которые изготавливали взрывные устройства, назначено наказание по 19 лет заключения каждому. В доставке в Волгоград самодельных бомб доказана вина еще двух человек, каждый из которых приговорен к 3 годам 10 месяцам лишения свободы.
В конце 2013 года лидер созданной в Дагестане диверсионно-террористической группы "Кадарская" Джамалтин Мирзаев, а также активные участники этого незаконного вооруженного формирования Юсуп Яхьяев, Насрулла Темирханов и Арсен Дадаев, как было установлено следствием, запланировали террористическую атаку на Волгоград.
С этой целью они подготовили террористов-смертников Аскера Самедова и Сулеймана Магомедова, которых оснастили самодельными взрывными устройствами, созданными на основе осколочно-фугасных артиллерийских снарядов. "Пособничество в этом им оказывали жители республики Алаутдин Дадаев и Ибрагим Магомедов, которые предоставляли свои домовладения для временного убежища и изготовления взрывных устройств на основе гексагенотротиловой смеси", - заявил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
Братья Магомеднаби и Тагир Батировы, исповедующие радикальный ислам и занимающиеся грузовыми перевозками, были привлечены для транспортировки исполнителей терактов в Волгоград.
Для Северного Кавказа уходящий год оказался довольно спокойным, однако террористы дважды пытались пошатнуть островок стабильности в СКФО – Чечню и ее столицу, город Грозный. Оба раза сотрудники правоохранительных органов сработали оперативно, и удалось избежать большого числа жертв среди мирного населения.
По мнению главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко, такая "тишина" на Северном Кавказе в первую очередь обусловлена "успешными действиями правоохранительных структур и спецслужб России по предотвращению терактов, успешной работой ФСБ России, ее центрального аппарата и региональных направлений. Все это позволило в известной степени стабилизировать ситуацию и не допустить крупных терактов".
Председатель экспертно-консультативного совета ФТС России Валерий Шнякин со своей стороны добавил, что помимо профессиональной работы спецподразделений, которые занимаются борьбой с терроризмом во главе с НАК, на безопасности сказалась экономическая и социальная стабилизация в республиках СКФО.
С другой стороны, по словам Коротченко, отсутствие крупных терактов в России в уходящем году не стоит связывать с уничтожением одного из лидеров "Имарата Кавказ" Доку Умарова. "Ликвидация тех или иных лидеров террористов не вносит какие-либо вклады. Это работа, которой надо заниматься постоянно. В любом случае террористическое подполье на Северном Кавказе действует вне зависимости от того, кто его возглавляет. Другое дело, что они не смогли быть эффективными на фоне возросшей активности силовиков", - заявил он.
Тем не менее, по мнению Шнякина, ликвидация Умарова в какой-то степени может быть причиной неудачной деятельности бандподполья. "Но это не такой уж был лидер. Не надо преувеличивать его заслуги. Я бы, может быть, как-то отметил Шамиля Басаева, но Доку Умаров был у него на побегушках, и серьезным лидером, авторитетом среди боевиков он не значился", - указал эксперт.
Говоря о терактах в Чечне, Коротченко заметил, что "террористы наносят удар там, где они способны и могут это сделать. Поэтому в данном случае нет никакой закономерности".
В свою очередь, Шнякин заявил, что Чечня - это тот регион Кавказа, где наиболее системно, стабильно решаются социально-политические задачи и вопросы борьбы с терроризмом. "Но, к сожалению, те, кто готовил этот теракт, нашли слабое место, уязвимость подобрали. Но это стечение обстоятельств, хотели нанести удар по, прежде всего, руководству Чечни, а также дестабилизировать обстановку в самом успешном регионе Кавказа", - подчеркнул он.
В заключении Игорь Коротченко отметил, что "опасность терактов не уменьшена, она существует, поэтому необходимо продолжать системную работу по борьбе с терроризмом".