Первый заместитель председателя Банка России Дмитрий Тулин, выступая в Госдуме, заявил, что три четверти пути оздоровления российского банковского сектора уже пройдены.
"Таких крупных масштабных печальных событий, как в 2017 году, мы больше не ожидаем", - приводит его слова ТАСС.
Тулин напомнил, что интенсивность процесса отзывов лицензий у банков достигла пика в 2015-2016 годах и с тех пор снижается. Учитывая, что в 2017 году регулятор провел "массовое санирование утративших кредитоспособность крупнейших банков", то процесс оздоровления "достиг пика" именно в 2017 году, поделился он оценками, сделанными ЦБ.
Первый зампред Центробанка отметил, что добросовестные участники рынка поддержали этот процесс.
Также он рассказал, что банковский сектор России имеет адекватный запас капитала, чтобы нарастить объемы кредитования, если будет соответствующий потенциал в экономике.
В свою очередь, зампред ЦБ Василий Поздышев назвал единственный из санируемых регулятором кредитных организаций, который не вернул долг Банку России. Это - банк "Траст", на основе которого был создан банк непрофильных активов.
Все остальные банки, "находящиеся в законченном периметре финансового оздоровления", а именно Бинбанк, "Открытие", Промсвязьбанк, АТБ и их "дочки", вернули все предоставленные Банком России средства, отметил он. "Остались только вложения ЦБ в капитал", - заключил Поздышев.
Советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что лично работал в банковской сфере в начале 90-х годов, когда нынешние проблемы и были созданы. "Главная причина этих проблем кроется в том, что в те годы банковская лицензия стоила слишком дешево. Это приводило к тому, что любой хоть сколько-нибудь крупный бизнес имел свой банк. Будете смеяться, но мне доводилось работать в карманном банке лакокрасочного завода. Я помню, что банковская лицензия стоила дешевле, чем новые "Жигули" шестой модели", - поделился эксперт.
Он напомнил, что с тех пор прошло несколько волн зачистки банковского сектора. "Мы все помним недавнюю волну, но крупные зачистки банковского сектора проводились также в 96-м, 98-м, а также в 2004-2005 годах. Нынешняя волна – закономерное явление, это устранение тех ошибок, которые были допущены еще в 90-е годы. Просто с приходом нового главы ЦБ, Эльвиры Сахипзадовны (Набиуллиной – прим ред), несколько строже стали нормативы. И если вы посмотрите, то практически все отзывы лицензий имеют две причины: недостаточность капитала или сомнительные операции", - пояснил Хестанов.
Он согласился с тем, что порядок наведен в большей части банковского сектора. "ЦБ четко проводит политику наведения порядка, и, судя по всему, две трети или три четверти, уже пройдено. Еще пару лет, два-три года, и расчистка будет завершена", - продолжил Хестанов.
При этом эксперт отметил, что результаты этого процесса практически никак не скажутся на секторе в целом, так как банки, у которых были отозваны лицензии, фактически не осуществляли никакой реальной деятельности. "Это плановый процесс, но из-за того, что о нем активно пишут СМИ, широкая публика с интересом за этим наблюдает. Как правило, банки, теряющие лицензии, имеют очень маленький объем реальной банковской деятельности. Поэтому для банковской системы в целом это почти нейтрально. Если банк занимался обналичиванием средств, то он практически не выдавал кредиты, и, тем самым, не конкурировал с теми, кто занимался реальной банковской деятельностью", - заключил Сергей Хестанов.