Вестник Кавказа

Создание единого учебника истории станет историческим событием для России - эксперты

Итоги общественных дискуссий вокруг единого учебника истории обсудили сегодня председатель Совета многодетных семей Северо-Восточного округа Елена Третьякова, сопредседатель Национальной родительской ассоциации, заместитель председателя Госдумы РФ Людмила Швецова, директор Института всеобщей истории РАН, директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Московского регионального отделения общероссийской общественной организации "Ассоциация учителей истории и обществознания" Павел Панкин и ректор Московского государственного областного социально-гуманитарного института Алексей Мазуров.

Круглый стол начался с каламбура Елены Третьяковой о том, что участники встречи стоят на пороге исторического события – финала обсуждения единого учебника по истории. Третьякова напомнила, что основную линию идеи единого учебника долгое время обсуждали представители всех заинтересованных групп нашего государства, в частности, 5 апреля этого года была создана специальная комиссия из 34 человек, куда вошли спикер Госдумы Сергей Нарышкин и Владимир Мединский. "За три месяца общественного обсуждения поступило более 600 отзывов и предложений. Разработчики рассмотрели большинство отзывов относительно истории первой половины XX века. Мы имеем отклики из 30 регионов. Предложения родительской ассоциации сформатированы и сегодня будут переданы", - рассказала она, выразив надежду, что пожелания будут учтены.

Модератор встречи, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, заместитель министра образования Московской области Алексей Гусев сообщил, что все участники общественного обсуждения вошли в формат с разных позиций и проявили высокую активность. "В этом стандарте проявлены высокие задачи, задачи очевидные, понятные, но реализовывать их можно сложно и многогранно", - отметил он.

Юрий Петров оценил срок, отпущенный на выработку единых стандартов для учебника истории, как оптимальный. "Нам хватает времени, чтобы учесть все замечания и внести правки. Были достаточно жёсткие обсуждения в научном сообществе, с людьми разных конфессий и из регионов. Критика была достаточно конструктивной, на этой основе мы смогли выработать концепцию. Мы с вами являемся свидетелями первого в истории РФ проекта, представляющего собой попытку достижения общегражданского согласия по основным вопросам нашего прошлого", - подчеркнул Петров.

"В нашем обществе существует разделение по целому ряду ключевых вопросов. Наш проект, который сейчас подходит к заключающему этапу создания концепции, сам по себе имеет позитивное значение доя нашей страны. Потому что если не начать договариваться, мы не придём к согласию никогда. Это и было сделано в концепции. Мы создаем условия, которые в случае реализации потребуют от школы, от учеников, от семьи некоторого пересмотра отношения к истории. Если в совокупности посмотреть на имеющиеся предложения, то мы увидим, что учебник по истории в нынешней школе, в нашей жизни не играет определяющей роли", - рассказал Петров, добавив, что сам учебник будет лишь частью интерактивного исторического ресурса.

Директор ИРИ РАН обратил внимание на то, что главной идеей авторов была одинаковая для всей страны концепция подачи исторических фактов. Также Петров сообщил, что важным моментом работы над курсом истории в школе стало возрождение семейной истории. "Одна из утрат - семейная история, которая была утеряна в советское время. Наши дети в прабабушках и прадедушках уже путаются, их не могут назвать 85% детей. Это говорит о том, что наши дети не могут рассказать своим детям откуда их семьи пришли, а ведь семья играет огромную роль, иногда не меньшую, чем учитель", - отметил учёный.

Алексей Мазуров в своей речи высказал мнение, что год истории, отмечавшийся в прошлом году, сыграл роль своеобразной "закваски" учебника. "Если дать характеристику нашего общественного сознания, я бы его уподобил картине из паззлов, где просматриваются отдельные куски целые куски, а другие совсем выпадают. История предстаёт в сознании детей как набор мало связанных между собой фактов. А ведь XX век исключительно сложен, ему и его осмыслению нужно уделить больше внимания", - призвал ректор, выразив сожаление тем, что тема героев в исторических экскурсах практически не звучит.

Мазуров также упомянул связь "большой истории" с историей отдельных людей. "Наше историческое сознание похоже на матрёшку: история страны, история региона, история места и семьи. Эти уровни тесно связаны между собой", - подчеркнул он.

Павел Панкин указал на тот факт, что уже во вступлении к учебнику будет заявлено самое главное – историко-культурный подход к подаче событий, "большое достижение". По мнению Панкина, возвращение линейного преподавания истории является настоящим прорывом, однако, историческое пространство должны быть расширено, дабы в него попадали не только Москва и Санкт-Петербург, "тогда ни один народ не потеряется". Также он призвал концептуально совместить государство, общество и человека в единую историю.

Наконец, Людмила Швецова констатировала острую необходимость привлечь внимание россиян к истории. "Это важный предмет, который формирует мировоззрение человека. Учебник должен быть навигатором, должен давать возможность человеку сориентироваться. Но нам надо не бояться дать всё-таки и оценки. Мы не можем расплыться во всём этом, притом что этим должны заниматься наши дети", - сказала она, добавив, что любить Россию надо не потому, что ты здесь родился, а потому, что ты знаешь её историю.

 

6050 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ