Совет Федерации сегодня одобрил законопроект об амнистии декларируемых капиталов, который создает правовую основу для проведения добровольного декларирования зарубежных имущества и банковских счетов номинальных владельцев. Это касается недвижимого имущества, ценных бумаг, акций (долей) в капитале организаций и контролируемых иностранных компаний.
Принимая этот документ, сенаторы существенно пошли навстречу бизнесменам. Если последние добровольно раскроют властям свои зарубежные активы, то их освободят от ответственности за связанные с ними налоговые, таможенные и валютные нарушения.
По сути, государство дает возможность задекларировать имущество и решить главную задачу, которая была сформулирована президентом Владимиром Путиным во время его последнего Послания Федеральному Собранию. Бизнесмены, таким образом, спокойно начнут жизнь с чистого листа, не опасаясь, что к ним придут рэкетиры либо правоохранительные органы. Президенту осталось лишь подписать одобренный закон.
Экономисты в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" заметили, что закон не столько поощрит физические и юридические лица к возвращению капиталов в Россию, сколько закрепит уже достигнутые на этом поприще результаты. Так, на это обратил внимание председатель правления Национальной валютной организации Дмитрий Пискулов.
"Это политическое действие, направленное на репатриацию тех капиталов, которые во избежание политических рисков были выведены в рамках ожидаемой нестабильности в 90-е - начало 2000-х годов. Сейчас политические риски в России невелики, руководство достаточно четкое, при этом высоки внешние риски давления на российский капитал", - пояснил он, добавив, что в ситуации с возвращением капиталов есть два варианта.
"Во-первых, есть вывоз капитала, который осуществляли корпорации для налогового планирования, основывая холдинговые компании в зарубежных юрисдикциях - хороших, как в Голландии, или более сложных, оффшорных, как на Кипре и в странах Карибского бассейна. Многие корпорации капиталы уже вернули либо возвращают, то есть, фактически, инвестируют в Россию через внутрикорпоративные каналы, используя схему корпоративного владения, где холдинговая компания получает налоговые льготы и преференции. Это удобно, часто необходимо, потому что действуют они в международной торговле, им нужны зарубежные права для того, чтобы заключать договора и пользоваться определенными выгодами", - сообщил эксперт.
"Во-вторых, есть граждане, которые выводили деньги на свои зарубежные счета, открытые в других банках. Новым законом воспользуются как раз скорее частные лица, но их число будет небольшим - сотни человек, максимум несколько тысяч, ведь долларовых миллиардеров, да и миллионеров в России не так много. В целом, сумма возвращенных капиталов будет для российской экономики не так значима, как при прямых иностранных инвестициях - эти деньги повысят ликвидность банковского сектора, но не будут напрямую вложены в производство. Объемы возврата можно оценивать в несколько миллиардов долларов, не боле, так как многие уже вернули деньги в Россию, а те, кто не вернули, и не собираются этим заниматься", - заключил Дмитрий Пискулов.
Ведущий научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС при президенте РФ Александр Абрамов согласился с ним, увязав проблему слабых ожиданий по возврату капиталов с не лучшим инвестиционным климатом в стране. "Опасения у тех, кто вывозит капиталы из-за плохого инвестиционного климата, сохраняются. Безусловно, позитивный эффект от амнистии будет наблюдаться, наверняка, некоторые владельцы крупного капитала используют этот шанс для того, чтобы как-то освободиться от вопросов следствия. Но массового притока все-таки не будет - об этом недавно писал глава "Сбербанка" Герман Греф, напоминая, что вывозит капитал сегодня даже средний класс, небольшими суммами, по $50-100 тыс на человека", - обратил внимание эксперт.
"В целом закон рассчитан на то, чтобы в большей степени из оффшоров возвращались, так сказать, квазииностранные инвестиции, то есть о привлечении таким образом прямых иностранных инвестиций в экономику речи не идет. Не секрет, что многие крупные корпорации, институциональные инвесторы в России все-таки хранят значительные запасы денег в оффшорной юрисдикции. Как мне кажется, на самих по себе иностранцев это не будет серьезно воздействовать, так как для их привлечения необходимо решить другую проблему, о которой я говорил выше - улучшить инвестиционный климат", - рассказал Александр Абрамов.